26 июля

Фитоживопись. Как научиться делать картины из засушенных цветов. Часть 1

Людмила Гаврилова
Людмила Гаврилова художник, основатель собственной школы, член Союза дизайнеров Москвы, преподаватель

Фитоживопись — новый вид изобразительного искусства, сформированный как синтетический вид городского искусства, также как кино, фотография и др. В фитоживописи соединяются естественные науки, искусство и некоторые ремесленные приёмы.

Картина Людмилы Гавриловой «Мужество»

Художнику не требуются традиционные краски и кисти, нужны лишь правильно засушенные растения, творческое мышление и, конечно, творческий импульс. Это наиважнейший элемент процесса. У некоторых импульсом является необычное, непредсказуемое явление в жизни, встреча с носителем знания, прочитанная книга.

Необходимость применения технических средств — термопресса для завершения работы и долговременной сохранности фитокартин — делает это искусство малопригодным для занятий в пригородах, однако всегда можно найти выход. Например, совершить путешествие, послать свои работы в багетную мастерскую, где есть термопресс, или приобрести ламинатор и специальную пленку. Подготовительный этап, то есть сбор растительного материала, напротив, желательно проводить в лесах: дикорастущие травы хорошо сочетаются с садовыми цветами в композициях.

Изготовления рамок для фото и открыток из гербария были популярны ещё в викторианской Англии, где сама королева собственноручно обрамляла портреты своего супруга принца Альберта сухими розами и ввела моду на использование растений в украшении жилища. Есть и более ранние сведения об искусстве под названием ошибана и осебана — в Китае и Японии. В отличии от икебана — пространственной композиции из живых цветов, ошибана, настенная икебана, выполнялась в ритуальных целях преимущественно мужчинами в состоянии медитации.Через много лет, когда отгремели мировые войны, плоско засушенные цветы и листья, стали изобразительным элементом в небольших поздравительных открытках, которые имели распространение в европейских странах.

В нашей стране родоначальницей фитоживописи я считаю биолога, известного гербаризатора Зинаиду Алексеевну Мамонтову. Она написала несколько книг и брошюр о процессе и технике гербаризации, о засушивании растений с сохранением их цвета и формы, изучила множество растений и систематизировала их по свойствам. Её рекомендации помогли селекционерам, школьным учителям и ботаникам-любителям получать долгосрочные экземпляры растений с неизмененной окраской цветов. Теперь в специализированных ботанических, краеведческих и школьных музеях имеются качественные и высокохудожественные экспонаты.

В одной из своих последних книг Зинаида Алексеевна показывает последовательность исполнения художественного панно из засушенных растений. При этом она, не имея художественного образования, правильно излагает некоторые принципы изобразительной грамоты. Предложенный метод применяли её многочисленные ученики, некоторые из них тоже написали книги и пособия в этой области. Эти издания выходили в Белоруси и на Украине во второй половине двадцатого века, когда на гербарии была мода. Тогда составлялись ботанические атласы, энциклопедические словари, пособия и инструкции, как составлять гербарии разных регионов, отдельных видов тепличных, оранжерейных, садовых и огородных растений. Все достижения селекционеров по созданию нового сорта культуры, необходимой для развития народного хозяйства СССР, стали успешно демонстрироваться путём показа полноценного художественного гербария.

Метод многослойности и последовательности раскладки растений, использование цветного фона, а не только белой бумаги, использование тканевой основы, техника монтажа и окантовки декоративного панно до сих пор используется флористами создающими коллажи. Очень важными остаются разработанные Зинаидой Мамонтовой техники приготовления качественного материала для изготовления научного и художественного гербария. Знания свойств растений, произрастающих в определенных местах, помогают выбирать материал, который лучше сохраняет цвет при засушке и обладает лучшими декоративными свойствами.

Консультации для членов Общества охраны природы, которые Зинаида Алексеевна проводила почти до последних дней своей жизни, очень ценились коллективом Общества. Они работали только по её методике, устраивали коллективные выставки. В коридорах оранжерейного корпуса Главного ботанического сада РАН до сих пор сохраняются выполненные ей коллажи. В стеклянных дверях кабинетов застыли большие садовые цветы, обрамленные злаками и травами. Сохранность этих произведений удивляет, несмотря на выгорание. Общая бежево-коричневая тональность воспринимается как модный сегодня монохром.

Долгий разговор о гербаризации шел для того, чтобы вспомнить истоки. Существовали и рисованные гербарии. Ученые-исследователи и путешественники со времен средних веков, медики-травники заказывали хорошим художникам ботанические рисунки. Многие из них имели такую большую художественную ценность, что их оформляли как картины и украшали ими стены комнат. Художнику надо было выполнить предельно реалистическое изображение, передавая цвет, строение, пропорции каждого экземпляра. И никаких особых, нестандартных изображений не должно было быть.

Задача фитохудожника другая. Зная многие растения, которые хорошо высыхают и сохраняют свою первоначальную окраску, мы ищем нестандартные формы знакомых листьев клена, дуба или калины. Одинаковые по форме и размеру листья или цветки хороши для растительных узоров в стиле кантри, в венках и гирляндах, как шаблон для рисования-узнавания, но не в искусстве. Выбор из множества одинаковых узорных листьев одного самого оригинального, не похожего на других, листика бывает непростым. Но, чтобы потом, в картине каждый элемент смог выразить свою неповторимость и красоту, он должен выделиться и показать себя.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе позволяет научиться видеть детали: изменение окраски осенней листвы, начало цветения деревьев весной, начало и завершение цветения садовых и дикорастущих видов. Мы начинаем узнавать по имени цветочки и травки, буквально растущие под ногами, которые обычно пропускали, не замечая их нежной хрупкой красоты.

BOTSADY.ru

1714
© 2020 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры