Реклама
19 января, 2021

Суйсеки — мир, воплощённый в камне

Камень суйсеки в Национальном дендрарии США
Камень суйсеки в Национальном дендрарии США

5 декабря в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» открылась экспозиция японских искусств, на которой в том числе представлены бонсаи и камни суйсеки. Трудно найти любителя садов, ничего не слышавшего о бонсай — древнем японском искусстве выращивания миниатюрных деревьев. А вот камни для созерцания суйсеки известны за пределами Японии значительно меньше, хотя сейчас это искусство, тесно связанное с бонсай, становится всё более популярным в мире. 

Фото: Аптекарский огород

Слово суйсеки (суисеки) происходит от слов «суи» — вода и «секи» — камень, дословно обозначая камень, пролежавший в воде, отшлифованный течением реки или морской волной, имеющий собственный неповторимый облик. Суйсеки нередко включаются в композиции с миниатюрными деревьями, но могут быть и абсолютно самостоятельным эстетическим объектом для любования и медитации. 

Неподвижный камень здесь олицетворяет пассивную энергию инь, а поток воды является воплощением активного творческого начала ян. Так же, как и бонсай, искусство суйсеки изначально возникло в Китае, но затем распространилось вместе с китайским культурным влиянием в соседние государства. Японские, корейские и китайские мастера собирали уникальные камни на протяжении тысячелетий, самые древние и прославленные образцы суйсеки могут продаваться за внушительные суммы, сопоставимые со стоимостью настоящих драгоценностей.

Символика суйсеки очень многообразная и многозначная. Камень может олицетворять скалу, водопад, остров, озеро, утёс, дом, пещеру, человека, животное, птицу, рыбу, корабль, а может представлять собой полностью абстрактную фигуру. Некоторые камни даже имеют собственные поэтические имена — «Большая волна», «Красные горы» и так далее.

Разумеется, далеко не всякий необычный камень достоин считаться настоящим суйсеки. Для того, чтобы по праву называться так, камень должен отвечать целому ряду важных канонов.

Размеры камней суйсеки бывает разным — от трёхсантиметровых экземпляров и до весьма крупных образцов. Форма камня должна быть полностью природной, рукотворная обработка не допускается: японские мастера считают, что суйсеки можно только ласкать руками и взглядом. По аналогии с бонсай, суйсеки имеет фронт — сторону, обращённую с небольшим наклоном к зрителю. Камень должен иметь несколько пиков, главный из которых обращён к Небу и сдвинут вправо или влево относительно центра композиции, а второстепенные пики должны быть разными по высоте, и находится за главным. Основание камня должно быть широким и плавным и составлять около 33-38% от его высоты. Самые гармоничные и совершенные по форме суйсеки подчиняются универсальному правилу золотого сечения — основные линии должны делить камень в пропорции 3/8 или 5/8 по вертикали или горизонтали. Далеко не всегда образцы такой идеальной формы встречаются в природе, но при оценке красоты и уникальности камня могут играть роль и другие характеристики.

Важный критерий — эстетика текстуры поверхности: чем богаче, разнообразнее и живописнее текстура, напоминающая реку, цветущее поле, кору дерева или ледник — тем более ценным считается камень.

Цвет камня не является главным критерием при выборе суйсеки, но несёт важную эстетическую функцию в восприятии композиции. В Японии больше всего ценятся чёрные камни, хотя в природе чаще всего встречаются разные оттенки серого. Серые экземпляры считаются «бесцветными», к категории цветных суйсеки относят красные, синие, пурпурные, золотистые, жёлто-красные и пятицветные камни. На некоторых минералах с возрастом образуется патина — «печать древности», такая особенность считается ценным достоинством камня.

Рисуночные камни составляют отдельную категорию. Естественный узор этих суйсеки связан с включением других минералов в основную горную породу, из которой состоит камень. В Японии рисунки на камнях традиционно принято ассоциировать с растениями и явлениями природы — растущим деревом, цветами, травами и плодами, луной и звёздами, дождём и молнией, снегом и так далее. Особенно ценятся образцы с рисунком, напоминающим хризантему — японский символ бессмертия. Иногда встречаются узоры на камнях, напоминающие шкуру животного, ползущих змей или спутанную рыболовецкую сеть. Допускаются красивые абстрактные картины, не ассоциирующиеся с каким-то определённым рисунком.

Единственный вид обработки, допустимый для настоящего суйсеки — очистка от грязи после того, как камень был взят из природы. Мастера уделяют большое внимание правильной подаче камня как эстетического объекта, позволяющего зрителю в полной мере насладиться его красотой и оценить его уникальные особенности. Камни устанавливают в суибану — поддон из керамики, заполненный мелкими камешками, песком или водой. Другое распространённое приспособление для демонстрации суйсеки — дайза, представляющая собой деревянную подставку. Подставки и поддоны для камней не должны выглядеть слишком декоративно и пышно, чтобы не отвлекать основное внимание наблюдателя на себя, но должны выгодно подчёркивать эстетику суйсеки, составляя с ним единую гармоничную композицию. При установке камня в дайзу важен баланс и ощущение надёжности — камень не должен казаться падающим или утопающим в подставке.

Место находки суйсеки служит одним из методов классификации камней для многих коллекционеров. Большинство камней происходят непосредственно из Японии, традиционно их собирают в горных реках. Искусство суйсеки снискало немало последователей в США, среди образцов американского происхождения знамениты пустынные камни штата Калифорния. Пользуется известностью месторождение в Италии, в Лигурийских Альпах, где встречаются так называемые «паломбини» — тёмно-серые с голубоватым отливом камни «цвета голубя». Камни принято маркировать, указывая в специальном шифре место находки, рисунок, цвет, форму и иногда собственное имя суйсеки.

Фото: Аптекарский огород

Для того, чтобы стать мастером суйсеки, не обязательно жить в Японии. Собирать коллекцию камней для созерцания может человек в любой стране мира, если ему созвучна философия этого древнего искусства, у него есть чувство прекрасного, любовь и внимательное отношение к природе, азарт истинного искателя. Мастерство и опыт помогают увидеть неповторимую красоту в обыкновенном на первый взгляд, запылённом булыжнике, и правильно показать эту красоту другим людям.

Светлана Шкодина, специально для BOTSADY.ru

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

2006

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры