Реклама
1 июня

Анна Шаргина о том, как сделать прогулку с ребёнком максимально полезной

Сегодня, в День защиты детей, мы встретились с Анной Шаргиной, одним из лучших отечественных специалистов по раннему речевому развитию. Это интервью будет интересно родителям маленьких детей, которые хотят, чтобы их ребёнок развивался гармонично.

Анна Шаргина — логопед, специальный психолог, автор детских пособий на липучках и инстаграм-аккаунта logoped_shargina, консультант проекта «Легко сказать» компании «Яндекс».

— Представим, что мы собираемся идти с ребёнком в парк. Что правильно сделать родителю с точки зрения логопеда и педагога раннего речевого развития? На что нужно обратить внимание?

— Готовясь к прогулке, родитель берёт во внимание три следующих пункта: настроение, погоду и активность. Так, например, если мы видим, что ребёнок активен и жаждет соревнований, то можно придумать небольшой квест. Из дополнительных материалов нам может потребоваться мячик, но это совсем не обязательно.

Часто родители и дети придумывают игру на ходу. В любое время года можно найти много природного материала...

Для чего это нужно? Во-первых, для физической активности. Можно положить палочку на дорожку и представить, что это финиш. До него можно добираться различными способами (прыгать, бежать, кружиться, скакать на одной ноге и т. д.). Во-вторых, для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи и восприятия. Например, сравнивая материал (чья шишка больше, какое дерево выше, что тяжелее, какая птица громче поет...). Ну, и, наконец, для обогащения сенсорного опыта.

Идей большое количество! Важно адаптировать их под возраст и потребности ребенка.

 Прогулки по парку — это всё-таки развлечение или непрерывный образовательный процесс для ребёнка?

Для меня это неразделимые понятия. Почему? Представьте ребёнка, которому два года. Он играет в песочнице, бегает за родителями по дорожкам, собирает веточки, дует на одуванчики, срывает травку и т. д. На первый взгляд, это — обычные действия, и мы не видим здесь никакого образовательного процесса...

Но что мы подразумеваем под обучением? Скорее всего, вы представите ребёнка, сидящего на лавочке и читающего книгу. Хочу вам сказать, что это не всегда так! Прежде всего, надо опираться на возраст ребенка. До трёх лет ребенок познает мир через органы чувств, через манипулирование предметами, обогащая свой сенсорный опыт. Если мы посмотрим на прогулку с другой стороны, то увидим, сколько знаний и опыта ребенок получает в процессе. При этом он не чувствует учительского тона, это проходит в рамках игры.

Ребёнок становится старше, и времяпровождение меняется. В пять лет дети очень любознательны. Их привлекают опыты, природные явления. Они хотят узнать обо всем! В этот период лучше всего подключать и энциклопедию. Например, увидели необычного жука в парке, а дома прочитали о нем информацию.

— Стоит ли совершать познавательные прогулки с малышами полутора-двух лет?

— Конечно, стоит! Как я рассказывала ранее, эти прогулки отличаются от прогулок с детьми старше четырех лет.

В раннем возрасте мы знакомим ребёнка с новыми предметами; обогащаем словарь; развиваем выносливость, ловкость, внимание, память, восприятие и мышление; обогащаем сенсорный опыт; улучшаем слуховое восприятие и т. д.

Всё это благотворно влияет и на развитие речи ребенка. Таким образом, ребенок развивается гармонично.

— Как превратить прогулку в увлекательное путешествие. Дайте несколько советов для родителей, какие игры для развития речи малышей вы бы порекомендовали?

— Самое главное правило — не ждать, что все пойдет идеально, по вашему плану. Завышенные ожидания убивают азарт, искренность и пластичность. Вы должны быть искренними с ребёнком. Если ребёнок уже разговаривает, то можно спросить у него, что его интересует, и обыграть это на улице. Если идёт дождь, то лучше одеться в удобную непромокаемую одежду, и вместе бегать по лужам, запускать кораблики, измерять глубину лужи, бросать в лужи камешки и сравнивать количество брызг. Малыши любят проверять, тонет ли предмет или нет.

Можно поиграть в «Сыщика» с детьми от четырёх лет. На листе бумаги отметить, нарисовать пункты, которые должен найти ребенок. Это могут быть растения, птицы, транспорт и т. д. Играть лучше всем вместе, устроив соревнования.

Дети очень любят квесты, находить клад, собирать необычные камни, предметы.

Прогулки могут быть тематическими. Например, в один день вы кормите, рассматриваете птиц, слушаете их пение, узнаете, чем питаются, где живут, улетают ли они на юг. В другой — обсуждаете деревья, обнимаете их ствол руками, сравнивая толщину, собираете листики и плоды, трогаете кору и корни.

Дома можно закреплять знания, создавать поделки.

— И последний вопрос: большинство девушек мечтают об уютном садике у дома... Сад вашей мечты, какой он?

— Я представляю себе зеленую лужайку с цветами, качели, на которых можно полежать, прудик с рыбками. Купаться в реках и озерах мне страшновато, так как я не вижу дна. Но если мы говорим о частном доме и о лете, то бассейн — это моя мечта!

Ольга Тетерина, специально для BOTSADY.ru

6965
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры