22 июля

Людмила Ижукова: Хочется вернуть культуру посадки роз в Москве и области

Генеральный директор СЦ «Гарденклад» Людмила Ижукова в прошлые выходные провела выставку роз в Аптекарском огороде, а вчера заложила в музее А.С. Пушкина на Пречистинке розовый сад. Мы поговорили с Людмилой о новинках мировой селекции и ландшафтной культуре России.

— Как вы пришли именно к выращиванию роз?

— Розами с конца 90-х годов занимался мой отец, а я переняла дело, когда его не стало, это уже более двадцати лет. У меня финансовое образование, я работала финансовым директором, но выросла в розах, и вот результат. Сейчас мы занимаемся многими растениями, но в Московской области именно розы мало кто выращивает профессионально и в промышленном масштабе. Хочется вернуть культуру посадки роз в Москве и области, чтоб стало так, как это было в 1930-е годы и даже до того.

— Каким вы видите розоводство в России? Каково нынешнее положение дел, чего ожидать в будущем?

— В России катастрофически мало питомников роз. Это настоящая трагедия. Мы абсолютно зависимы от внешнего рынка по удобрениям, препаратам, технологиям... даже по горшкам. К огромному сожалению, мы на много лет отстаём от Европы, где выращивание роз — это долгий, стратегический семейный бизнес, а знание передаётся из поколения в поколение. Очень хочется всё это возрождать. Моя дочь категорически отказывается заниматься растениями, но я очень надеюсь, что что-то изменится, нужно кому-то передавать дело. А пока не вижу ничего хорошего.

Мы работаем, не покладая рук, поддерживаем друг друга с коллегами, вступили в Ассоциацию Производителей Посадочного Материала, но нас настолько мало, а наша страна настолько огромна, что этого не хватает. Прибавьте сюда ещё проблему с кадрами, отсутствие базового, академического сельскохозяйственного образования. Сложно найти агронома, сложно найти садовников. Сельское хозяйство — это всегда высочайший риск, и неважно, что выращивается — розы, пшеница или туя Смарагд.

— Теперь непосредственно к розам, к вашему бизнесу: какие сорта пользуются наибольшим спросом? Насколько мне известно, очень популярны розы селекции Остина. Занимают ли они лидирующие позиции?

— Розы Остина великолепны. Взгляд на них останавливается в первую очередь. Есть даже народные названия — «остинки», «англичанки». Но они очень специфические, очень нежные, за ними нужен особый уход, хотя и есть стабильные качественные сорта. Эти розы прекрасны своей исторический формой соцветия, запахом. Но в коллекции Дэвида Остина более двухсот сортов, а у нас всего лишь сорок три из них. Я рассказываю людям, что не Остином единым, ведь есть превосходные розы других великих селекционеров — Кордес, Мейян, Ленс.

Фотографии с выставки в Аптекарском огороде

— Расскажите о трендах ландшафтного дизайна с использованием роз.

— К сожалению, не могу, потому что я не вижу никаких трендов. Наши ландшафтные дизайнеры остерегаются сажать розы, ведь привозной посадочный материал может дать стопроцентный выпад, полностью погибнуть. Хотя есть гении, обладающие нужными знаниями, и они делают великолепные розарии, верно подбирают сорта, соблюдают агротехнику. Но я всё-таки не ландшафтник. Иногда я вижу ужасающие розарии, где всё неправильно и всё умрёт. Потому что нельзя ориентироваться исключительно на цветовые гаммы и исключать науку. Должен быть разумный, грамотный подход. Но бывает, что неизвестный частный дизайнер делает великолепные розарии, которые будут жить десятками лет.

Кто-то любит массивы роз, кто-то любит точечные посадки, кто-то розы берёт за основу цветника. Среди роз такое многообразие, что какого-то единого тренда нет и вряд ли будет, потому что учитывается слишком много факторов — размерный ряд, цветовая гамма, запах, форма бокала, периодичность цветения, место посадки. В парках, на бульварах, в частных садах всё по-разному.

— А если говорить о новинках мировой селекции?

— Новинок очень много. Селекция повсеместна! Не побоюсь этого заявления, потому что все страны мира занимаются селекцией роз. Сейчас самое интересное из новинок — это Япония. Японские селекционеры сделали упор не только на форму цветка, но и на цвет — абсолютно нетипичный. Речь идёт об оттенках голубого, синего, и форма бокала бывает просто сказочная. Это удивительно и просто гениально! Японцы в силу своего менталитета необычайно педантичны и ценят красоту.

Возьмём ещё Кордес. Я люблю немцев, они в своей стабильности и чёткости даже в розах показали себя лучшими. Каждый год выпускают новинки на рынок. А ведь для этого требуется уйма времени и сил! Также проводятся различные международные фестивали, конкурсы. Событий в целом столько, что невозможно за ними уследить — если раньше я ещё пыталась, то теперь стало невозможно.

Фотографии с выставки в Аптекарском огороде

— Ещё пара вопросов, если позволите. Как пандемия коронавируса повлияла на ваш бизнес?

— Мы занимаемся растениями, нам нельзя остановить работу. Мы очень переживали, будут ли продажи после всего происходящего, но продолжали выращивать. Растению ведь не скажешь: «Извини, мы тебя не польём, потому что у нас то-то и то-то...» Не хватало рук, ведь почти все работали на удалёнке. Я практически прожила весь этот период в поле в Калужской области, домой в Москву приезжала три-четыре раза в месяц. Было очень тяжело, только сейчас немного легче стало.

В целом пандемия не отразилась на промышленном производстве питомника. Но садовый центр был закрыт — там у нас провал.

— У вас есть проект с интересным названием — «Метафорические розы» в музее А.С. Пушкина на Пречистинке. Что это за проект и почему он так называется?

— Обычно мы такие вещи мало афишируем, это не коммерция, а исключительно для души. Мы так восстанавливали, например, исторический рассадник в Абрамцево. И здесь так же: зашли в прекрасный сад и услышали случайную фразу: «В произведениях Пушкина розы упомянуты 89 раз». Это навело на мысль — а давайте сделаем здесь такой проект, высадим 89 кустов роз в саду музея. Эту усадьбу посещают прекрасные жители Москвы, гости столицы, почему бы не порадовать их ещё больше.

— Есть ли в дальнейших планах другие проекты, выставки как в Аптекарском огороде?

— Пока не знаем. Объясню, почему. Мы за трое суток сделали, как мне кажется, что-то невероятное. А нас всего несколько человек, и мы всё-таки сельхозники. Выставки для нас — это отрыв от производства, поэтому сейчас точно нужен двух-трёхмесячный перерыв. Надо передохнуть, надо везти розу обратно в поля и заниматься ею.

К тому же, есть негативная сторона вопроса: не все люди ответственно отнеслись к происходящему и за сутки поломали много роз, своровали этикетки. Когда высаживаешь розу в том же Пушкинском — будет восторг, восхищение, за ней будут ухаживать. А на выставке её пощупают, потрогают, обломают... Можно прикоснуться, но зачем ломать? Из множества посетителей так сделает всего несколько человек, но это настолько разочаровывает, что опускаются руки. Такое отношение — это проблема базового воспитания, отсутствие культурных принципов.

Ещё некоторые были недовольны тем, что поздноцветущие сорта роз всё ещё в бутонах. Мы объясняли, что работаем без теплиц, что природу не обмануть. Но в будущем, если решимся выставляться вновь, хорошо бы продлить срок, и тогда все цветы будут в роспуске.

Денис Абрамов, специально для BOTSADY.ru

6306
© 2020 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры