Реклама
18 августа, 2020

Елена Фролова: Наши дети умеют созерцать природу

Детский сад «Ангелочки», расположенный неподалёку от сибирского научного и инновационного центра Сибири, города Томска — необычное учреждение. Особенность садика — домашняя обстановка, семейная атмосфера и расположение посреди сосен на территории более чем в 300 квадратных метров. Елена Фролова, идейный вдохновитель и организатор детского сада, рассказала BOTSADY.ru о своих педагогических открытиях, любви к созерцанию природы и собственноручно выращенных огурцах.

— Елена, расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции вашего детского сада. Где он находится, почему именно там?

— Садик появился по счастливому стечению обстоятельств. Мы находимся в селе Тимирязевское, сейчас оно вошло в городской округ Томск. В 2002 году мы начали строительство дома, в 2008 начали расширять его, запланировав в том числе детский сад. Очень много делали собственными силами и руками: конопатили, штукатурили, заливали тёплый пол, клеили обои...

Наша уникальная особенность в том, что детский сад семейный, домашний. Воспитанники в небольшой разновозрастной группе могут общаться и с моими детьми тоже.

Своих детей у меня пятеро. Два старших сына  16 и 14 лет, три младших дочери  8 лет, 6 лет и 3 года. Дочери активно участвуют в жизни детского сада, они вместе со всеми детьми, в том числе и восьмилетняя: после школы присоединялась к нам, потому что здесь её подружки.

Сыновья по необходимости помогают, например, в проведении праздников или по бытовым вопросам: например, чинят велосипеды, ремонтируют игрушки, чистят снег, строят и заливают горку. А бывает, даже с удовольствием играют с ребятишками. После таких игр становится очевидно, как детсадовские мальчишки нуждаются в мужском обществе, и как жаль, что нет воспитателей — мужчин. Мы все вместе с детским садом празднуем дни рождения даже моих старших сыновей, водим вокруг них хоровод и поём «Каравай». Это сильно сближает.

И, конечно же, немаловажно, что садик находится буквально среди леса. Воздух там, одним словом, целебный — это ощущается мгновенно, как только ступаешь на территорию.

— Расскажите о ваших воспитанниках. Какого возраста эти дети, откуда они приезжают, сколько человек сейчас посещают садик?

— Садик существует шестой год, и сначала, конечно, приводили детей из Тимирязевского, но потом и подтянулись родители детей из самого Томска.

Сейчас детей немного, около десяти человек. Они все составляют одну группу — она смешанная, в ней сейчас дети разных возрастов, от совсем маленьких до будущих школьников. Разновозрастная группа — это часть концепции, это идеальная среда для развития детей.

Самому маленькому ребенку, которого записали в садик, было всего 4 месяца. И такие малыши, и более старшие детки — от года до трёх — находятся вместе со всеми ребятишками, впитывают информацию, наблюдая за занятиями и разговорами будущих школьников, и потом, выдают удивительные результаты: с легкостью считают, быстро учатся писать, продуктивно учат английский язык, проявляют энтузиазм на занятиях.

У нас есть уже несколько выпускников, которые сейчас учатся в начальных классах, и знаете, родители иногда просят пустить их в садик после занятий вместо продлёнки. Дети находят здесь настоящих друзей и подруг, поэтому продолжают общаться и вне садика, скучают друг по дружке во время каникул — это трогательные и подлинные дружеские отношения!

— Какой вы видите роль природы в дошкольном образовании?

— Природа напрямую развивает интеллект у ребенка, например, через сенсорные ощущения. Очень радостно наблюдать, с каким интересом наши воспитанники подставляют ладошки под капли дождя, трогают хвойные иголки. Ученые многократно подтверждали, что развитие этой области восприятия благотворно влияет на интеллектуальный потенциал, особенно в раннем возрасте. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, болеют реже, более дисциплинированы и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешены. Те же, кто живут в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Мы проводим много времени на свежем воздухе (в зависимости от сезона). У нас есть свой огород — каждое лето мы выращиваем огурцы, горошек. И теперь все дети просто обожают огурцы: им ничего не надо, дай только сорвать свежий огурчик с грядки (смеётся). Ребята знают, когда и как нужно сажать эти растения, активно помогают ухаживать за посадками.

— А как в садике проводится экологическое образование? Дети учатся беречь и любить планету?

— Да, я всегда говорю, что порядок должен быть не только в доме, но и снаружи. Что касается первого — детки часто сами проявляют инициативу наведения порядка в нашем здании. Мы обязательно проводим субботники, и ребята понимают, зачем это нужно и насколько важно.

— Какие ещё занятия есть у ваших воспитанников?

— Наши занятия направлены на разностороннее развитие детей. Мы занимаемся математикой, английским языком, изучаем окружающий мир, развиваем речь, в том числе используем логопедические приёмы для постановки звуков, учим буквы, учимся читать и писать. Мы очень много рисуем, занимаемся лепкой, аппликацией. Мы проводим музыкальные занятия, театральные постановки. Занимаемся физкультурой. Часто наши занятия физкультурой проходят на улице, на природе. Летом дети учатся кататься на велосипедах, а зимой — на лыжах. У нас отлично получается прививать любовь и интерес к разного рода деятельности, будь то те же растения, игра на фортепиано, спорт.

В общем-то, так у нас и образовались занятия по художественной гимнастике — родители увидели, что ребята очень хотят этим заниматься, и просили сделать кружок, чтобы всё было в одном месте, и не нужно было ездить из Тимирязевского в город и обратно. И мы создали такую возможность — теперь прямо в садике ребята увлечённо занимаются.

— Наверняка вы совершили какие-то педагогические открытия за время существования «Ангелочков». Поделитесь с нашими читателями?

— Главное открытие — это, конечно, роль природы и ее созерцания. Мы посвящаем созерцанию много времени: дети отмечают, как опадают листья, затем наблюдают появление первых листочков... С каким увлечением дети следили за путями муравьев на территории садика!

Ещё одно неожиданное открытие: каждый наш ребенок — лидер. Условия, которые созданы в садике, способствует развитию лидерских качеств. Условия — это не только дом и быт. Это наши взаимоотношения, возможность проявлять самостоятельность, инициативу, помогать воспитателю, заботиться о малышах, возможность принимать решения и брать на себя ответственность.

Многие дети, приходящие в первый класс, застенчивы, им сложно отвечать на вопросы, выступать перед классом. Наши выпускники раскрепощённо себя ведут, уверенно общаются, всем интересуются и готовы познавать мир.

Думаю, это отчасти оттого, что все наши воспитанники участвуют в выступлениях перед публикой (родителями). Наши праздники с чаепитиями — это тоже развивающий элемент.

А ещё потому, что в небольшой группе каждый получает внимание, никто не останется обделённым и понимает свою ценность. Получается действительно гармоничное развитие каждого ребёнка.

Варвара Комарова, специально для BOTSADY.ru

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

92212

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры