«Литературное варенье»
Вкус классики
Реклама
28 октября

Может ли музей существовать без посетителей: интервью с директором Биологического музея имени К. А. Тимирязева

В этом году московские музеи пустуют из-за пандемии коронавирусной инфекции и санитарных требований по ограничению числа экскурсантов. Чтобы не превратиться в «склад» экспонатов, музеям пришлось срочно осваивать новую нишу: интернет. Возможно ли онлайн-посещение музея сделать таким же увлекательным, как и офлайн? Об этом мы поговорили с директором  Биологического музея имени К. А. Тимирязева Марией Рахчеевой.

— Мария Витальевна, я знаю, что многие музеи Москвы обращаются к вам с просьбой помочь, научить, ведь ваш проект образовательной онлайн-студии «Биоэфир» стал одним из первых и одним из самых успешных музейных онлайн-проектов Москвы. Как это удалось? Вы привлекали каких-то специалистов? 

— Нет. У нас нет режиссёров, операторов. Всё делаем силами своих научных сотрудников, биологов, вообще-то. По сути, мы самоучки, сами всё придумали и осуществили. Технику сами подобрали и закупили. Методическая часть — креатив сотрудников. И если мы это сделали, то любой другой музей тоже сможет. Можно перейти в онлайн-формат, не привлекая сторонних специалистов. Не нужно бояться этого. Мы с удовольствием приглашаем всех коллег и делимся опытом.

— А кто для вас послужил примером?

— На самом деле, идея образовательной онлайн студии у меня в голове крутилась уже года два, наверное. Моя знакомая как-то ездила в США и зашла там в Денверский музей естественной истории, и пишет мне: «смотри, Маша, что тут происходит! Смотри, что делают! Вот здорово!» Оказывается, в этом самом Денвере уже лет десять как заведено проводить в музее онлайн-экскурсии с американскими школьниками. Прислала мне видео — как выглядят эти занятия. Я посмотрела — и правда, какая классная идея! И захотела сделать то же самое. Стала думать над этим. И когда началась пандемия, я морально уже была готова к переходу на онлайн-формат, представляла, как это можно организовать. Оставалось только попробовать.

— С чего начали?

— С креатива конечно! А у нас сотрудники все креативные! Причём у нас нет экскурсоводов как таковых, у нас все экскурсии ведут научные сотрудники, некоторые из них даже кандидаты биологических наук! Мы начали придумывать разные интересные видео-занятия из разряда «что делать дома, если у вас есть микроскоп». Заведующая отделом зоологии Маргарита Михайловна Атрощенко, например, рассказала детям, как вырастить микрозоопарк из того, что есть на кухне или из старого букета, допустим. Учёный секретарь музея Марина Владимировна Куликова, сидя у себя на даче, сняла серию занятий про то, как делать гербарий, рассказывала интересные факты про растения, рассказывала про то, как сделать варенье из одуванчиков, сирени и прочего. Всё это, честно говоря, «на коленке» делали и качество видео было так себе. Но мы понимали, что школьники, а это основная наша аудитория, очень требовательны к качеству видео. А значит, нам нужна хорошая техника.

— Но хорошая техника дорого стоит!
    
— С апреля по сентябрь Благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках программы «Общее дело» ежемесячно выделял гранты для культурных организаций и НКО на перестройку деятельности в режиме пандемии. Я подала заявку, и нам повезло! В июне мы выиграли грант на создание образовательной онлайн-студии. Основные средства гранта пошли, разумеется, на закупку техники, мы оборудовали студию в одном из помещений музея. Кроме того, придумали название — «Биоэфир», наш дизайнер сделала логотип, футболки фирменные, в которых сотрудники ведут занятия. Презентации переделывались под онлайн-формат, чтоб было меньше текста, а больше картинок. И с середины сентября мы уже запустили проект. Сделали пресс-релиз, рассылку по школам.

— «Офлайн-экскурсия» (если так можно выразиться) — это платное мероприятие, онлайн тоже?

— Нет. Это совершенно новый для российских музеев формат и на данном этапе ещё многое нужно доработать, причём недочёты вскрываются уже в процессе общения с детьми. И брать деньги было бы нечестно. Мы решили пока бесплатно проводить эти занятия.

— Ну, ваши занятия не назовёшь «сырыми»! Всё сделано профессионально и качественно.

— Мы репетировали. И репетировали мы тоже онлайн — был создан общий чат, мы рассылали видео между сотрудниками и давали обратную связь. Мы сразу поняли, что общаться с телекамерой — это совсем не то же самое, что общаться с группой детишек. Как вести, куда смотреть, куда руки девать, как оказалось, это всё не так очевидно. У нас одна камера снимает общий план, а вторая руки — чтобы видеть предмет. С какой стороны от рук поставить камеру? Даже такие детали оттачивали.

— Насколько по тематикам отличается программа «Биоэфира» от обычных экскурсий?

— Специфика нашего музея в том, что все наши экскурсии — тематические. У нас даже обзорной экскурсии долгое время не было, она появилась всего лет десять назад. И 90% тем строго привязаны к школьной программе. То есть, в школьном учебнике обязательно есть какая-то тема, которая строго коррелирует с тематикой нашей экскурсии. И мы решили не придумывать ничего нового, все эти темы вполне самодостаточны, а просто переформатировали их под специфику онлайна. В итоге мы предлагаем сейчас около двадцати тем. 

— Как выглядит онлайн-экскурсия? Это раз и навсегда записанная видеолекция или это интерактивный продукт? Как это происходит? 

— Без обратной связи мы не можем работать. Мы не можем просто создать контент и выложить его в интернет. Детям нужна обратная связь, возможность общения, возможность включить микрофон и спросить, или в чате написать. Поэтому мы используем интерактивные платформы, Zoom, например, или Microsoft Teams, которым московские школьники стали активно пользоваться. Мы заранее присылаем ссылку, непосредственно перед уроком учитель с нами соединяется. Дальше звенит звонок на урок, и учитель говорит детям: «У нас сегодня будет занятие вместе с музейным экскурсоводом». На большом экране (большинство школ снабжено такой техникой) ученики видят сотрудника, сотрудник тоже видит всех (на каникулах — с кошечками, собачками, ходящими сзади мамами — всё это было), и мы проводим сорокаминутный урок. Показываем экспонаты, опыты по разным дисциплинам: ботаника, зоология, анатомия, про древнего человека и палеонтологию. Очень разные тематики, для разных возрастов — с первого по восьмой класс включительно.

— Онлайн-формат — это ещё и возможность показать свой музей школьникам всей страны. Планируете ли вы шагнуть за пределы Москвы? 

— Пока был только один такой опыт со школой в Петербурге. Мы хотим попробовать распространить это на всю Россию, куда дотянемся через все часовые пояса. Я не знаю, сможем ли мы сделать так, чтобы нас смотрела Камчатка, потому что у нас очень и очень большая разница времени, но с какими-то более близкими регионами, с которыми мы можем согласовать рабочее время, мы уже готовы работать. 

— Вы сказали, что сейчас ваша аудитория — это школьники с первого по восьмой класс. А вы планируете какие-нибудь онлайн-активности для других возрастных групп? Например, в Дарвиновском музее есть квест для дошкольников. Не думали об этой возрастной категории?

Честно скажу, я пока методически не могу представить, как можно это сделать. Я мама четырёхлетней девочки, и я не понимаю, как без мультиков побудить дошкольника сидеть на одном месте и смотреть в монитор. Не представляю. Но, конечно, мы хотим и дальше развивать проект «Биоэфира», попробовать пойти в другие социальные группы. Буквально вчера мы обсуждали с сотрудниками работу с особыми посетителями. В частности, с подопечными психоневрологических диспансеров. Посмотрим. Очень интересная задача. Оказывается, можно методически организовать такие занятия с этими детьми и взрослыми. Есть ещё планы, пока приблизительные, по работе с пенсионерами. Я точно знаю, что достаточно много пенсионеров свободно общается с компьютером.

— А пенсионеров чем заинтересуете?

— Цветоводством. Садоводством. У музея есть очень хорошие связи с клубом «Цветоводы Москвы», Московским клубом кактусоводов и клубом «Биофитум». Они занимаются садовыми культурами и комнатными растениями. И мероприятия, которые они проводят офлайн — лекции, выставки — привлекают именно эту аудиторию. 

— В будущем, когда закончится пандемия, планируете ли продолжить работу и в онлайн-формате? 

— Однозначно оставим. Понимаете, я опять же смотрю на свою дочку — это человек, который уже в два года свободно владел планшетом, мог в «ютубе» переключать на любые мультики. Если в два года человек может такое, то что она будет делать, например, в 20 лет? Мне кажется, что онлайн-формат общения — это будущее, которое уже к нам пришло. Из-за пандемии оно может быть пришло слишком быстро и неожиданно для кого-то. Но всё к этому шло и до пандемии. В школах и до коронавируса внедрялись все эти онлайн-форматы. Так что этот формат останется.

— А не боитесь, что люди перестанут из-за этого посещать музеи?

— Я, например, абсолютно не боюсь! Я уверена, что точно так же, как и теперь, будет аудитория онлайн и аудитория офлайн. Потому что музей — это место, в котором можно прикоснуться к настоящему. Я всегда говорю, что на экране вы никогда не узнаете, какого размера заяц. А у нас в музее вы можете это увидеть. Поэтому я такого будущего не боюсь. Более того, я рада, что благодаря онлайн-формату мы сможем дотянуться до регионов, до школ самых отдалённых уголков нашей страны. Ведь хочется всем детям рассказать про окружающий мир, познакомить их с нашими замечательными экспонатами. И теперь у нас есть такой прекрасный инструмент, такая техническая возможность. Это здорово! И я думаю, что мы будем очень успешно развиваться в обоих направлениях.

Станислава Карпухина, специально для BOTSADY.ru

4738
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры