Реклама
4 ноября, 2020

«Ожившие цветы»: интервью с организаторами выставки в Государственном биологическом музее имени К. А. Тимирязева

Елена Винничек (слева) и Марина Куликова

Иллюстрированная Жаном Гранвилем книга «Ожившие цветы» — один из самых успешных проектов в истории книгопечатания: на протяжении более ста семидесяти лет она выдержала множество изданий, и каждое, несмотря на свою дороговизну, неизменно становилось бестселлером.

Удивительные иллюстрации Гранвиля, на которых растения изображены в виде прекрасных девушек, стали основой открывшейся в Биологическом музее имени К. А. Тимирязева выставки «Ожившие цветы», организованной совместно с Русским обществом любителей ботанической иллюстрации. Полноправными экспонатами выставки стали работы современных российских ботанических иллюстраторов, а также экспонаты из фондов музея и частных коллекций. 

Выставка интересна ещё и тем, что она стала результатом успешного сотрудничества интернет-сообщества и государственного музея. Кому-то такой симбиоз покажется не менее удивительным, чем цветочные дамы Гранвиля! О том, как родился этот проект, в интервью с организаторами выставки: Еленой Винничек (Русское общество любителей ботанической иллюстрации) и учёным секретарём Биологического музея имени К. А. Тимирязева Мариной Куликовой.


— Елена, что такое «Русское общество любителей ботанической иллюстрации»? Как давно вы существуете?

Е. В.: «Русское общество любителей ботанической иллюстрации» — это открытый проект, объединяющий всех, кто неравнодушен к изображению представителей царства Флоры в искусстве. Не без гордости могу сказать, что это мы открыли широкую дорогу ботанической иллюстрации в нашей стране, мы были первыми. А начиналось все восемь лет назад.

Я работала в «Школе акварели Сергея Андрияки», занималась организацией различных выставок, и в 2012 году была куратором межмузейного проекта «Цветы родятся на бумаге», посвящённого истории ботанической иллюстрации, ведь писали эти шедевры в основном в технике классической акварели.

Партнёрами Школы стали Музей декоративно-прикладного искусства при Строгановском училище, Дарвиновский музей, Государственный музей А. С. Пушкина, музеи-усадьбы «Мураново», «Останкино», «Кусково» и даже Биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Современных же мастеров этого жанра почти не было — единицы. Во время поиска экспонатов и участников часто приходилось слышать: «Ботанических художников в России нет, они все за рубежом!» И эта выставка для многих стала открытием. Был грандиозный успех! Я поняла, что эта тема востребована.

После выставки стала собирать материалы, рисунки из интернета, научные статьи, изучать творчество старых мастеров, мне начали дарить книги, открытки, изделия декоративно-прикладного искусства. Вы не представляете, какие запасы красоты лежат под спудом и почти никому не известны!

— И вы решили поделиться.

Е. В.: Конечно! Находить все эти вещи очень интересно, но главное — хотелось показать их окружающим. Так пришла идея создать страницу на Facebook, где можно было бы публиковать все эти материалы. «Русское общество любителей ботанической иллюстрации» было создано в 2014 году. На сегодняшний день в сообществе около тридцати тысяч подписчиков. А сколько восторгов, сколько лайков, сколько позитива и благодарности!

— И вы уже давно шагнули за пределы интернета, это ведь не первая выставка, организованная «Русским обществом любителей ботанической иллюстрации»?

Е. В.: Да. В выставочных проектах принимают участие несколько десятков прекрасных современных ботанических художников. Наши выставки проходили в музее-заповеднике «Царицыно», в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Школе акварели, в выставочном зале Московского фонда культуры, мы дважды выставлялись в Аптекарском огороде с проектами «Все цветы радуги» и «Аленький цветочек». Давно дружим с Библиотекой-читальней имени И. С. Тургенева. У них прекрасный выставочный зал. И с Биологическим Музеем имени Тимирязева мы сотрудничаем не впервые — весь прошлый год в столичной подземке, в поезде «Акварель», каталась выставка «Растения Красной книги города Москвы», посвящённая пятилетию «Русского общества любителей ботанической иллюстрации» и пятнадцатилетию музейной экспозиции Биологического музея имени К. А. Тимирязева «Растения Красной книги города Москвы».

— И теперь Гранвиль?

Е. В.: Графику Жана Гранвиля из книги «Ожившие цветы» мы с Мариной Владимировной обнаружили в фондах Биологического музея в 2017 году. Это была невероятная находка!  

— Марина Владимировна, как попали в музей эти литографии? Ведь они больше подходят для коллекции художественного, а не естественнонаучного музея?

М. К.: Эти листы поступили к нам как единичная закупка в букинистическом магазине, причём закупка достаточно давняя. С тех пор литографии лежали в папке на хранении в фондах. Вообще Гранвиль сделал к книге «Ожившие цветы» пятьдесят четыре работы, а у нас только двадцать пять. И мы с нашим редактором, изучив хранящиеся у нас литографии, поняли, что они из разных изданий.

У всех изданий были разные гравёры, и у каждого, что называется, своя рука — это видно очень хорошо по штришкам. Одно издание мы определили сами — это 1847 год (самое первое издание). Но были две необычных работы, обе назывались «Табак» — там подписи не на французском языке, а на английском. И совершенно другая разрисовка, растушёвка, другой тон. Мы обратились за экспертизой в государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. В его фондах находятся три комплекта работ Гранвиля. Руководитель отдела графики подтвердила наши догадки и установила датировку второго издания — 1863 год, но именно такого — англоязычного — у них нет, и датировать его пока невозможно. То есть это вообще уникальное издание, которое делалось, видимо, специально для Америки или Англии. Вот такая подборка получилась у нас!  

— И у вас сразу родилась идея выставки?

Е. В.: Она «созревала» у меня давно. Мне подумалось: «Если в XIX веке Гранвиль очеловечил цветы, то почему бы в XXI веке нам не совершить обратное превращение: пусть наши художники выберут полюбившееся растение и изобразят подлинных героев книги!» Сначала эта идея была реализована в Школе акварели Сергея Андрияки в 2018 году. В рамках большой выставки «Ботаническая живопись. Наука и искусство» под работы Жана Гранвиля и современных ботанических иллюстраторов был выделен отдельный зал. А спустя какое-то время Марина Владимировна предложила сделать отдельную выставку в том месте, где, собственно, и хранятся эти литографии.

— Это та же самая выставка, только в другом месте?

М. К.: Нет. Так как наш музей не художественный, а биологический, для нас было важно, чтобы на рисунках был изображён вид с научной точностью. Далеко не все участники прежней выставки соответствовали этому требованию, много новых произведений. Кроме того, мы никогда не показываем исключительно художественные работы, мы стараемся предоставить научный контент, закладываем такой образовательный момент. К каждой выставке проводится большая собирательская работа — у нас в фондах много разных материалов: и гербарии, и ботанические объекты, и муляжи. И если на рисунке растение показано в цветущем виде, мы добавляем к экспонату и его плоды, и это всегда интересно рассматривать. Кто видел, например, плоды камелии, скажите мне? 

Разворот из каталога выставки

— В чём для вас была особенность этого проекта?

М. К.: Над выставкой работали двадцать четыре художника. Для меня это был необычный и непростой опыт. Мы каждому из них отправили картинки Гранвиля. Ход для них оказался очень интересным, было много вопросов. Они включились в идею научной достоверности в своих работах, и это их увлекло. Например, они спрашивали, у какого растения какой опылитель, я искала им этого опылителя, подбирала фотографии — какая пчела, какой именно шмель должен быть нарисован. Что-то редактировала, ведь в группе художников у нас только один профессиональный ботаник — Наталья Алаторцева. Она, конечно, все досконально точно изобразила. Остальные, честно вам скажу, допускали некоторые вольности, потому что художники — люди творческие и увлекающиеся. 

Разворот из каталога выставки

— Я вижу, что в экспозиции представлены ещё и предметы декоративно-прикладного искусства.

М. К.: Этот ход непростой — выставка очень эклектична. Мы долго думали с нашим художником-конструктором, как это всё скомпилировать. И когда начали монтировать, я поняла, что в этом и её достоинство, потому что когда всё одинаково, как шпалеры, это скучно. А эта выставка так всех воодушевила! У нас здесь очень много частных экспонатов — сотрудники музея просто из дома приносили! Курительные трубки, вазы. Я, например, принесла вот этот немецкий сервиз, ещё бабушкин, мы его даже этикетировали: маки все здесь очень точно прорисованы — до вида можно определить. 

Е. В.: Одна художница в нашей компании — дизайнер платков. Она сделала платок «Табак». Этот цветок, эта дымка… и рядом листья табака и трубки — это прекрасно!

— Расскажите немного о самом Гранвиле и историю создания этих литографий.

М. К.: Жан Гранвиль родился в 1803 году во Франции в семье художника-миниатюриста. Рисовать его учил отец. Но в молодости целью его жизни были не только рисунки, а свержение монархии. Гранвиль участвовал во Второй Французской революции, был и на баррикадах, но прославился как карикатурист. Он рисовал различных политических деятелей в виде животных, и они, к несчастью своему, всегда узнавали себя в них! Однако через пять лет после прихода к власти короля Луи-Филиппа I карикатуре во Франции был положен конец.

Гранвиль же без работы не остался. К нему стали обращаться писатели и издатели. Что он только не иллюстрировал: «Басни Лафонтена», «Робинзон Крузо», «Жером Патюро», «Дон-Кихот», «Путешествия Гулливера». Это был хороший заработок! Но судьба была жестока к Гранвилю, у него буквально подряд умирают все трое детей, а затем жена. И он начинает сходить с ума. Это очень хорошо видно по его работам. В последние годы он издает серию литографий «Иной мир» — искусствоведы считают их началом сюрреализма. Ничего подобного он до этого не делал. А незадолго до смерти —  Гранвиль умер очень молодым, в 44 года — ему заказывают иллюстрации к книге «Ожившие цветы».

— В чём особенность этой книги?

М. К.: «Ожившие цветы» («Ботаника и цветоводство для дам») — это пособие по выращиванию цветов в саду для великосветских дам. Понятно, что знатной даме что-то типа «как подготовить почву, посадить семена, как поливать» не продашь. Нужно было сделать что-то красивое и интересное. И книга написана в жанре пасторального романа. И лишь в конце книги совсем немного ботаники, это было всё-таки издание не для простых крестьян, а подарочное, очень дорогое, которое не каждый мог себе позволить. Тем не менее, дороговизна не помешала стать этой книге невероятно популярной, а описанные в ней цветы вошли в моду.

— Иллюстрации Гранвиля куда более известны, чем сам роман. Наверное, он скучный?

М. К.: Неправда, сюжет очень интересный. А чтение историй некоторых из цветков мы даже выкладываем на сайте музея. Если коротко: цветам надоело в царстве Флоры, они захотели жить среди людей, мол, мы ничем не хуже — мы умные, талантливые, а по красоте нам вообще нет равных! И мудрая правительница Флора их отпускает. Каждый цветок превращается в женщину, сохраняя характер, а в одежде — облик цветка. У нас здесь есть и царствующие Лилии, и знатные Розы, у нас есть отравительница Цикута, которая сочетает в себе образ трёх самых знаменитых в истории женщин-отравительниц, есть благотворительница Алтей — лекарственное растение, она лечит больных.

Но в нашем мире выживут далеко не все…

— Интригующе! Ну что же, спасибо вам за интервью. Приглашаем всех к вам на выставку увидеть это всё своими глазами!

Руслан Сахно, специально для BOTSADY.ru
 

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

10029

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры