11 июня, 2020

Французские исследователи нашли способ ускорять и задерживать цветение растений

Французским исследователям удалось определить белок, который может вызвать цветение растений. Это открытие позволит адаптировать культуры к глобальному потеплению. Вместе с тем это ускорило бы темпы производства. Что это означает в целом? Белок, который мог бы стать настоящей революцией в сельском хозяйстве XXI века.

Исследователи из лаборатории клеточной и растительной физиологии Гренобля годами работали над проектом. Они опубликовали результаты своего исследования, проведённого совместно со своими немецкими, индийскими и испанскими коллегами в американском научном журнале «Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки» (Proceedings of the National Academy of Sciences of USA).

«Проводя исследования in vitro на широко распространенном на планете растении, Arabidopsis thaliana, мы обнаружили, что набор из трех белков, „Evening Complex“, способствует цветению. Он так же способствует росту фруктов, овощей и злаков», — рассказала Клое Зубиета, исследовательница из CNRS (Национального Центра Научных Исследований).

«Один из этих трех белков, называемый ELF3, связан с температурой. Это похоже на термостат, который будет реагировать, когда достигается определённая температура.

Белок функционирует как термометр», — объяснила исследовательница.

Проблема в том, что с глобальным потеплением цветение растений происходит все раньше и раньше. Иногда слишком рано. В результате многие культуры погибают еще до того, как их можно было бы собрать, либо дают некачественные плоды.

«Этот белок очень чувствителен, — прокомментировала Клое Зубиета. — Разница только в один градус температуры может все изменить».

Ученые заметили, что в природе этот белок способен адаптироваться к изменению климата. «Это означает, что можно ускорить или замедлить темп цветения», — пришла к выводу Зубиета. На практике, когда ученые вводят этот белок в растение, оно сможет вырасти при условии достижения заранее заданной ими температуры.

Однако этот метод равнозначен методике производства ГМО (генетически модифицированных организмов), что запрещено во Франции. И поэтому, хотя исследование проводится в рамках фундаментальной науки, его применение было бы недопустимо во Франции и ряде стран Европы.

«На данный момент нам необходимо найти партнера, чтобы закончить наши опыты. И мы будем их искать в Индии или США», — призналась исследовательница.

Ускорение темпов цветения не только позволяет адаптироваться к глобальному потеплению, но и производить несколько урожаев в год. «Сегодня некоторые страны не могут обойтись без ГМО. Они позволяют прокормить население. В ближайшем будущем мы будем вынуждены заняться этим и во Франции, и в других странах Европы. Мы подошли к завершению оптимизации культур. И в контексте глобального потепления этого может стать недостаточно», — резюмирует французская исследовательница.

Инна Эрато, специально для BOTSADY.ru