22 июня, 2020

Растения могут маскировать свои запахи, чтобы спастись от насекомых

Растения в густых тропических лесах способны маскировать свои запахи, чтобы избежать обнаружения — согласно новому исследованию, это ключевое преимущество в «гонке информационных вооружений» между ними и травоядными насекомыми.

Фото: Antonio López-Carretero

В рамках международного исследования, в котором принимали участие учёные из Европы и Северной Америки, было изучено 28 видов насекомых и 20 видов растений тропического заповедника Chamela-Cuixmala на западном побережье Мексики.

Как сообщает журнал Science, их исследование проливает свет на то, как отдельные члены сложных растительных сообществ эволюционируют, чтобы издавать похожие запахи — а это сбивает с толку тех, кто собирается ими полакомиться.

«Легко различимые запахи являются преимуществом травоядных насекомых и недостатком растений, — объяснил профессор Фил Стивенсон, исследователь британского Королевского Ботанического сада Кью. — Таким образом, мы имеем дело с гонкой информационных вооружений. Растения не хотят быть обнаруженными и съеденными, поэтому делают все возможное, чтобы пахнуть как другие растения».

«Проведённое исследование стало первым случаем, когда ученые смогли проанализировать взаимодействие между насекомыми и растениями так широко», — сказала ведущий автор исследования Пэнцзюань Цзу из Массачусетского технологического института. Предыдущие попытки понять эволюционную игру в кошки-мышки между растениями и насекомыми основывались на изучении только отдельных видов растений в контролируемых условиях, а это очень далеко от той картины, которую можно наблюдать в лесах.

Для исследования Цзу «собрала» запахи, испускаемые двумя десятками видов растений, которые затем были доставлены обратно в Кью для анализа.

Благодаря сочетанию теории информации (метода изучения паттернов коммуникации у людей) и существующих представлений об эволюционной биологии, учёные смогли построить модели этих сетей связи между растениями и травоядными.

Пэнцзюань Цзу, фото: EK del Val

«Теперь мы знаем, что все химические вещества, производимые растениями, несут информацию, которая играет важную роль в химической маскировке в сложном растительном сообществе», — рассказала Цзу.

Это исследование также может помочь учёным проложить путь для новых открытий в сфере информационного обмена между различными видами в пищевой цепи.

«Травоядные должны эволюционировать, чтобы более точно воспринимать информацию и находить растения для пропитания», — резюмировала Цзу.

Александра Ковалева, специально для BOTSADY.ru