5 июля, 2020

В Сибири найдены останки самой древней ездовой собаки

Фото: Дмитрий Архипов

Международная группа ученых обнаружила самого древнего предка ездовой собаки. Оказалось, что псы помогали перевозить людей еще 9 500 лет назад. Это происходило в тундрах арктической Сибири. Статья об открытии опубликована в журнале Science.

До недавнего времени ученые предполагали, что ездовым собакам всего две-три тысячи лет. Однако на острове Жохова в Сибирском море специалисты обнаружили останки собаки возрастом 9 500 лет, по результатам исследований оказавшейся не просто домашней, а первой ездовой собакой.

Остров Жохова входит в группу Новосибирских островов в Восточно-Сибирском море. Сегодня он необитаем, однако ранее остров был частью материка и здесь жили люди. Исследователи нашли на острове одну из самых северных палеолитических стоянок человека, возраст которой — около 9 000 лет. Судя по каменным орудиям и останкам охотничьей добычи — белых медведей и северных оленей, охотничья территория местных древних людей была огромной: им приходилось преодолевать с добычей расстояния до 1,5 тыс. км и делали они это с помощью собачьих упряжек.

Фото: Дмитрий Ковалёв

Суть исследования ученых проекта QIMMEQ состояла в сравнении ДНК жоховской собаки, волка из Янской стоянки, возраст которого — 32 000 лет, современных ездовых собак, а также 114 других собак и волков из разных регионов мира. Ученые выяснили, что жоховская собака ближе всего генетически к современным ездовым собакам — маламутам, хаски и гренландским собакам и аборигенным собакам Северной Америки.

Результаты исследования также расширили знания о генетических отличиях ездовых собак от других пород. Отличия связаны, во-первых, с особенностями питания: на севере животные потребляют более жирную пищу, из-за чего соответствующие метаболические пути у них особенно активны. Во-вторых, ездовые собаки приспособлены к физическому труду в условиях холода. У них развиты гены белков, которые участвуют в расслаблении и повышении проницаемости кровеносных сосудов, что позволяет лучше усваивать кислород и повышает выносливость. Такие же белки ученые ранее находили у шерстистых мамонтов.

BOTSADY.ru, по материалам РГО