«Литературное варенье»
Вкус классики
Реклама
18 июля

«Метафорические розы» в Усадебном саду Государственного музея А. С. Пушкина

В Усадебном саду Государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке появится уникальный розарий. Около сотни розовых кустов элитных сортов из своего садового хозяйства передает в дар московскому музею поэта Людмила Ижукова, владелица подмосковного питомника «Гарден Клад». Дарительница назвала проект своего розария в саду пушкинского музея — «Метафорические розы», посвящая его, конечно же, великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

Усадебный сад музейного комплекса на Пречистенке является одним из самых красивых камерных исторических садов Москвы. Он был заложен в 1814-16 годах во время строительства барской усадьбы, спроектированной в стиле «ампир» известными архитекторами того времени А. Григорьевым и Д. Жилярди. Возрождённый музеем, он сегодня хранит традиции городских садов пушкинской эпохи. Здесь растут деревья, кустарники, которыми засаживались московские сады в то время, и цветы, которые воспевали художники и поэты в своих произведениях. Во времена Пушкина флористическая символика широко использовалась в мире искусства, литературы и, конечно, в повседневной жизни. Огромную популярность в России тогда приобрел «язык цветов». Французское пособие Б. Делашене «Азбука Флоры, или Язык цветов» (1811) и русская переводная книга Д. Ознобишина «Селам, или Язык цветов» надолго завоевали умы и сердца российских читателей. В них были не только перечислены символы цветов, но и дано толкование значения букетов. «Селам» называли «проекцией» мира людей на мир растений, когда цветы, деревья, плоды ассоциируются с внешними и внутренними качествами людей, их чувствами и взаимоотношениями.

Метафорические растения широко употреблялись в поэзии. Более того, поэты пушкинской поры образно сравнивали свое творчество с садоводческим искусством, называя себя «садовниками» в «поэтическом саду». Отдали должное «селаму» Батюшков, Жуковский, Баратынский, Грибоедов и многие другие. Поэтическое свидетельство своей искушённости в ботанике и флористической символике (стихотворение «Цветы») оставил П. А. Вяземский, друг Пушкина. Увлекался символикой и метафоричностью цветов, конечно, и Пушкин. Как пишут литературоведы, цветы в его произведениях — «за малым исключением вне описательного реализма и обогащают собой разнообразные приёмы сравнения и иносказания».

Пушкин любил цветы, умел слушать и понимать их тайный смысл. Цветы были для него одним из лирических компонентов. Флористические метафоры в его стихах многочисленны и многозначны. Знатоки творчества поэта даже подсчитали, сколько раз употребляет он название того или иного цветка. Так какой же цветок стал самым упоминаемым у Пушкина? Ну, кто бы сомневался, конечно же, «королева цветов» — роза! И цветок этот у Пушкина не случайная аллегория, а поэтический образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и любовь, молодость, радость жизни и грусть о краткости земного пути.

89 раз, как утверждают специалисты, упомянута «роза» в пушкинских стихах! Поэтому именно 89 розовых кустов элитных сортов, символизирующих красоту, гармонию, многоцветье и метафоричность пушкинской поэзии, появятся на днях в Усадебном саду на Пречистенке, 12.

Открытие Усадебного сада для музейной публики (с 22 июля) и символическая посадка именных кустов состоится в рамках открытия на Пречистенке уникального выставочного проекта.

В Музее А. С. Пушкина на публичное обозрение будут выставлены сокровища частной коллекции известных московских собирателей Татьяны и Сергея Подстаницких. Их необычный проект включает сразу две выставки: «Наша „Пушкиниана“» и «Домик коллекционера». Уникальность первой выставки в том, что она представляет более ста малоизвестных произведений изобразительного и прикладного искусства России XVIII-XIX веков — портреты, миниатюры, пейзажи, жанровые рисунки и фарфор, многие из которых непосредственно связаны не только с эпохой, но и жизнью, личностью и творчеством А. С. Пушкина. Историческая и культурная значимость предметов «пушкинской» коллекции Подстаницких такова, что ее решено было ввести на время в главную постоянную экспозицию музея «Пушкин и его эпоха». А экспозиция «Домика коллекционера» включит еще более двух десятков любимых собирателями редкостей живописи и скульптуры.

BOTSADY.ru
3379
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры