17 декабря, 2020

Благодаря водорослям учёные оценили содержание радионуклидов в Енисее

Учёные Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» оценили скорость исчезновения искусственных радиоактивных изотопов из растительности реки Енисей в период с 2003 по 2018 годы. В качестве биоиндикаторов были выбраны два вида водорослей: рдест блестящий (Potamogeton lucens) и водный мох (Fontinalis antipyretica).

«Загрязнение природных водоёмов искусственными радиоактивными элементами — серьёзная экологическая проблема. К примеру, в Енисее присутствуют радионуклиды, попавшие туда из-за сбросов предприятий по производству плутония на Горно-химическом комбинате (ГХК)», — рассказали представители Института биофизики Сибирского отделения Российской академии наук. Последний ядерный реактор комбината приостановил работу десять лет назад, но радиоактивные сбросы в реку продолжают сливать в допустимых нормах.

Учёные измеряли содержание радионуклидов в образцах водорослей, собранных в разные годы. Они выявили уменьшение концентрации большинства техногенных радионуклидов в водных растениях, исключение составил только изотоп цезия-137. На сегодняшний день в водных растениях и рыбе Енисея из радиоактивных веществ содержится только радиоцезий в количествах, допустимых нормативами, принятыми в РФ.

«В этой работе мы показали, что растения достоверно отражают поступление техногенных радионуклидов в Енисей, поэтому могут быть использованы для рутинного радиоэкологического мониторинга на Енисее, актуальность которого не снижается, что обусловлено развитием предприятий атомной отрасли», — рассказала Татьяна Зотина, одна из авторов статьи, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики СО РАН.

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Environmental Radioactivity.