«Литературное варенье»
Вкус классики
20 января

В Южном Федеральном Университете сохраняют генетическое разнообразие растений

В Южном Федеральном Университете учёные совместно со студентами трудятся над сохранением генофонда растений Ростовской области. Поддержанием биологического разнообразия растений занимаются ботанические сады, выращивая растения за пределами их естественной среды обитания — с помощью их семян и проростков можно восстанавливать сократившиеся популяции. Но важным является и консервация генетического материала in vitro — «в пробирке».

Для эффективной работы по противостоянию сокращению видов важно выделить различия в популяциях — так как учёные выделяют лишь некоторые для консервации. Для создания генетического банка нужно обладать информацией о генетической структуре популяций. Чтобы узнать потенциал изменчивости охраняемых видов, учёные используют методы молекулярной диагностики.

Сотрудник Лаборатории клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада ЮФУ Василий Чохели объяснил: «Первым этапом в сохранении биоразнообразия является изучение генетической структуры популяций редкого вида методами ПЦР-диагностики. Применяя информативные маркеры, можно получать множество фрагментов, которые, впоследствии, разделяются методом гель-электрофореза — процесса, при котором электрический ток применяется к образцам ДНК, создавая фрагменты для сравнения. Анализируя их, мы можем сделать вывод о полиморфности (изменчивости) популяций. Если они полиморфны, то сохранять генетический материал в условиях in vitro необходимо с большего числа популяций. Если же мономорфны, то есть генетические различия незначительны, то вводить в культуру in vitro можно растения с одной популяции».

По результатам своей работы сотрудники лаборатории Ботанического сада ЮФУ, совместно с учёными из Академии биологии и биотехнологии ЮФУ и коллегами из Португалии, Ирана и Китая опубликовали статью по поддержанию биологического разнообразия редких и исчезающих видов растений в спецвыпуске журнала Plants.

BOTSADY.ru, фото: Южный Федеральный Университет