Реклама
27 января, 2021

Опасно, нецелесообразно, незаконно: почему жители ЮЗАО против строительства Коммунарской линии метро

Идея строительства Коммунарской линии появилась 10 лет назад, после расширения Москвы в юго-западном направлении. Изначально новая ветка должна была быть закончена в 2020 году, однако, в результате многочисленных пересмотров и внесения изменений в проект, открытие первого участка было перенесено на 2023-2024 годы.

В то же время не утихают споры о целесообразности и безопасности данного строительства. У жителей близлежащих районов, а также местных депутатов и активистов, возникает множество вопросов относительно влияния проекта на сохранение зелёных насаждений и экологическую ситуацию в целом, на архитектурное и культурное наследие близлежащих районов, на здоровье людей, проживающих неподалёку от будущего метро.

Казалось бы, почему строительство линии метро — достаточно рядовой проект для Москвы — вызывает у населения столько возмущений и протестов? Рассмотрим главные вопросы к проекту более детально.

Целесообразность проекта в целом

Взглянув на схему будущей Коммунарской линии, даже без специальных знаний из области градостроительства становится очевидно, что новая ветка спланирована, как минимум, небрежно: с одной стороны — неоправданно близко к уже действующим линиям, с другой – без возможности доехать до центра Москвы напрямую.

Разрушительное воздействие стройки на состояние близлежащих зданий и планировку районов

Традиционно считается, что строительство метро всегда ведётся глубоко под землёй, а значит практически не влияет на объекты на поверхности. На самом деле большинство недавно построенных линий  и станций располагаются на глубине около 10-15 метров, а их строительство осуществлялось открытым способом (рытьё траншей и котлованов на поверхности), так как это наиболее простое и дешёвое решение.

Правительство уверяет, что глубина залегания Коммунарской линии составит не менее 35 метров. Однако по словам муниципального депутата Академического района Нодара Хананашвили, глубина заложения станции «Улица строителей» составит всего 13 метров, а «Академической» — 18 метров. Журналист Вадим Кантор рассказал, что местные жители опасаются повторения ситуации с разрушением близлежащих к метро домов, как это было на Балтийской улице в районе Алабяно-Балтийского туннеля (те дома признаны аварийными и подлежат расселению).

В документах проекта не уточняется способ прокладки, а значит вероятность строительства открытым способом сохраняется. В этом случае жителей ЮЗАО ожидают перекрытие движения на дорогах, перекладка всех подземных коммуникаций (теплотрассы, водопровода, канализации, электричества, газа) и многочисленные строительные площадки по соседству с жилыми домами на весь период строительства.

Также местные жители опасаются, что открытие Коммунарской линии приведёт к точечному строительству новых ТЦ и БЦ рядом с жилыми домами, возрастёт нагрузка на парковки, ухудшится криминогенная обстановка. Не стоит исключать и возможное негативное воздействие вибраций на жилые дома вблизи тоннелей, которая, в свою очередь, может нанести вред не только строениям, но и здоровью людей.

Ухудшение экологической обстановки в ЮЗАО

Строительство открытым способом также означает уничтожение нескольких тысяч деревьев без возможности восстановления.Так, в конце августа 2020 года, началась расчистка территории под строительство станции «Академическая», было вырублено 190 деревьев и 250 кустарников и пересажено 83 дерева и 199 кустарников.

В планах застройщиков уничтожение нескольких сотен или даже тысяч зелёных насаждений. Вот некоторые цифры: на площади Хо Ши Мина планируется вырубить 443 дерева (оставить 30), на улице Строителей — 268 деревьев (оставить 59), на улице Гарибальди — 75 деревьев (оставить 28).

С марта 2020 года продолжается строительство нового электродепо, которое будет обслуживать Сокольническую и Коммунарскую линии. На подготовительном этапе возведения объекта площадью 15,8 гектаров было уничтожено 17 450 деревьев и 28 553 кустарника.

Кроме того, под угрозой оказался проект «Зелёный луг», реализуемый силами активистов и жителей ЮЗАО. Глава МО «Гагаринский» Елена Русакова рассказала, что на месте заповедного луга, на территории которого зафиксировано более 500 видов животных, растений и грибов (19 из них входят в Красную книгу Москвы), рабочие пытались построить бытовой городок, при этом разрешения на проведение работ и утверждённой проектно-сметной документации у них не было.

Неясный юридический статус проекта, игнорирование мнения граждан

С момента начала стройки регулярно появляются сообщения о нарушениях правил и процедур подготовки и планирования проекта, расчётов, экспертиз, обсуждений, финансирования, мер безопасности и так далее. По словам Елены Русаковой, подрядные организации показывают возмущённым жителям ордера на другие работы, а сам проект не соответствует генплану.

В попытке достучаться до администрации города и привлечь внимание общественности, активисты организовывают различные акции. К примеру, прошлой осенью состоялась акция «Бессмертный сквер», участники которой выступали против расселения и разрушения знаменитого «Генеральского» дома.

Тогда же в Instagram появился аккаунт «Жолтая Жыжа», посвящённый глинистой жидкости, вытекающей из трещины в асфальте на улице Д. Ульянова. Предпринимались попытки осушить и загнать «лужу» в ливневую канализацию, но безуспешно. Жители района связывают её появление с буровыми работами и строительством Коммунарской линии.

Что в итоге

Строительство линий метрополитена ведётся с расчётом на беспрецедентно длительный период эксплуатации — около 300 лет. Именно поэтому требуется уделить особое внимание всем потенциальным рискам, так как нерешённые на начальных этапах вопросы безопасности, здоровья и экологии могут вызывать серьёзные последствия в этих сферах ещё долгие годы.

Тем не менее, строительство Коммунарской линии продолжается. А местные депутаты, активисты и простые жители ЮЗАО продолжают отстаивать свои интересы и стараться донести до властей всю опасность, которую влечет непродуманный, строящийся на скорую руку проект.

Парнёрский материал

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

4676

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры