Реклама
28 июля, 2022

Советская ботаническая иллюстрация

Худ. Софья Матвеева «Тюльпан Грейга»

История советской ботанической иллюстрации еще не написана. Считается, что раз она бедна на имена, то и писать в общем-то не о чем. Но нам кажется, что это мнение не справедливо. Да, заметных иллюстраторов действительно было немного: Софья Матвеева, Александр Шипиленко и Вадим Гудков — пожалуй, это и все. А нужно ли больше? Растительный мир со времен Карла Линнея не изменился, и старые коллекции ботанических иллюстраций почти не нуждаются в пополнении и обновлении.

Зато эти трое художников были личностями незаурядными, как и время, в которое они жили. Причём для большинства из них появление растений перед мольбертами связано с переломными моментами в судьбе, и это страницы не только их биографий, но и истории советской ботанической иллюстрации. Страницы яркие, иногда приключенческие, иногда лирические, а иногда и трагические. Софье Матвеевой, например, работа в Ботаническом Саду спасла жизнь! С неё и начнём.

Судьба строителя коммунизма

Софья Матвеева

Софья Матвеева с детства любила рисовать, но, возможно, это так и осталось бы увлечением, если бы не нужда. Шёл 1920 год. В стране гремели сражения Гражданской Войны и свирепствовал голод. Поговорка «кто не работает — тот не ест» стала лозунгом. Но для отца шестнадцатилетней Софьи — бывшего конторского служащего, в стране победившего пролетариата места не было. От голодной смерти семью Матвеевых спас талант Софьи к рисованию. Она берёт уроки в частном училище художника Фёдора Рерберга и устраивается расписчицей тканей в объединение «ВсеКоХудожник».

Худ. Софья Матвеева. «Пион Кавказский»

С введением НЭПа голодные времена уходят в прошлое, а роспись тканей на галстуки и платки московским щёголям становится очень даже прибыльным ремеслом.

Но Софья Матвеева чувствует, что для неё это занятие мелкое, художнице хочется быть в передовом отряде строителей Коммунизма среди тех, кто «сказку делает былью». Хочется превратить в произведение искусства каждый дом, каждую улицу, каждый город строящейся молодой Страны Советов! И она поступает в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) на монументальное отделение живописного факультета.

По окончанию института Софья Матвеева находит и мужа себе под стать — немецкого художника и архитектора Эриха Борхерта. Молодой коммунист, выпускник знаменитого «Баухауза» приехал в СССР, чтобы создавать передовую архитектуру для общества будущего.

Эрих Борхерт

Софья души не чает в муже. Эрих необычайно талантлив! Его персональная выставка в Московском государственном музее Нового Западного искусства (сейчас ГМИИ им. Пушкина) проходит с ошеломительным успехом, а музей приобретает несколько его работ.

Вместе с мужем Софья Матвеева входит в Горком Художников Москвы. Вместе с мужем работает в «Молярстрое», переименованном позже в Госотделстрой Народного Комиссариата Коммунального Хозяйства РСФСР. Эрих трудится ассистентом руководителя «Молярстроя» профессора Хиннерка Шепера — своего учителя и друга, основателя «Баухауза». А после возвращения Шепера в Германию занимает его должность.

Худ. Софья Матвеева «Колокольчик широколистный»

Судьбу счастливого семейного и творческого союза круто меняет Война. В декабре 41-го Эрих уходит добровольцем в Красную Армию. А спустя год становится известно, что его бывший начальник Хенекер Шепер тоже пошел на военную службу, но... в фашистской Германии. Зная об их с Шепером крепкой дружбе, Эриха Борхерта арестовывают по заведомо ложному обвинению, и в 1944 году в возрасте тридцати семи лет он погибает в «КарЛаге».

Сразу же после ареста мужа Софью Матвееву увольняют из Госотделстроя РСФСР, исключают из Горкома Художников Москвы. Некоторое время она работает в Измайловском парке. Но когда в столицу начинают возвращаться фронтовики, «жену врага народа» увольняют и отсюда.

Софья Матвеева с маленькой дочкой на руках остаётся без средств к существованию. Опять голод... Они едва не погибают.

Худ. Софья Матвеева «Эвриала устрашающая»

От голодной смерти Софью Матвееву спасает Николай Цицин — директор только что открывшегося Главного Ботанического сада АН СССР. Знаменитый академик, депутат Верховного Совета СССР не побоялся взять под свое крыло опальную художницу. Так Софья Матвеева стала ботаническим иллюстратором.

На новом месте пришлось не просто. Во-первых, нужно было на ходу и быстро переучиваться — в монументальной живописи и масштаб не тот, и приёмы живописи другие. Софье Матвеевой это блестяще удалось! Во-вторых, художницу ждал колоссальный объём работы — шутка ли, зарисовать всю, постоянно растущую, коллекцию Главного Ботанического Сада — она посвятила этому четверть века!

Худ. Софья Матвеева «Ирис орхидный»

За время работы в ГБС АН СССР Софья Матвеева создала около трёх тысяч уникальных акварельных рисунков растений из его коллекций, множество пейзажей Ботанического сада и других живописных работ, гуашей, масляных полотен. Её рисунки постоянно использовались в научной работе, неоднократно публиковались в научных изданиях и получали высокую оценку специалистов.

Софья Матвеева стала лауреатом различных всесоюзных выставок, прошли две персональные выставки её работ.

Худ. Софья Матвеева. «Коритоплектус головчатый»

В 1962 году ей удаётся добиться реабилитации Эриха Борхерта, он был признан полностью невиновным. А два года спустя Софья Матвеева организовывает в московском Центральном Доме Архитектора персональную выставку погибшего в «КарЛаге» мужа. Но клеймо «жены врага народа» ещё долго дает о себе знать — несмотря на все заслуги, «Союз художников» упорно отказывался признавать её, Софью Матвееву приняли только в 1981 году, незадолго до её смерти.

В Главном Ботаническом Саду АН СССР Софья Матвеева трудилась, пока не родилась внучка —только тогда она вышла на пенсию. Несмотря на то, что художница проделала огромную работу, многие и многие растения из богатой коллекции Сада так и не успели попозировать перед её мольбертом.

Главный Ботанический Сад долго не мог найти замену Софье Матвеевой. Великолепному собранию капризных орхидей пришлось ждать своего «портретиста» еще несколько лет. Выбор остановили на Александре Шипиленко.

Орхидеи «Оттепели»

Александр Шипиленко

Александр Шипиленко родился всего на десять лет позже Софьи Матвеевой. Но этого оказалось достаточно, чтобы он стал героем уже совсем другой эпохи в истории СССР — «Оттепели», времени, когда «поэт был больше чем поэт», а художник мог проснуться утром знаменитым на всю страну, а то и на весь мир.

О славе, наверное, мечтал и Александр. Во всяком случае, вернувшись с фронта, он поехал не домой в Харьков, где до войны работал рядовым декоратором в Рабоче-Колхозном Театре, а в Москву. И в столице его поджидала удача — в Государственном Камерном театре (ныне МДТ имени А. С. Пушкина) офицера-фронтовика берут сразу заведующим декораторным цехом.

Худ. Александр Шипиленко. «Одонтоглоссум крупный»

За десять лет Александр Шипиленко успевает поработать с легендарными советскими театральными режиссерами — Александром Таировым, Василием Ваниным, Михаилом Тумановым и знаменитым Борисом Бабочкиным, сыгравшим Чапаева. Но таланту Шипиленко тесно в Камерном Театре. В конце пятидесятых он уходит работать в художественно-оформительный цех Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а затем на Центральную Студию Телевидения.

Худ. Александр Шипиленко

Центральная Студия Телевидения тогда только начала всесоюзное вещание. Такой размах был по душе художнику — его работы теперь смогут увидеть даже в самых отдаленных уголках страны! Александр Шипиленко — автор оформления большинства известных фильмов-спектаклей, в них снимались будущие звезды телевидения: Леонид Каневский, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Валентин Гафт и многие другие.

Но сам Александр Шипиленко знаменитостью не стал. По случаю выхода на пенсию художника наградили нагрудным значком «Отличник телевидения и радио» — вот и все лавры.

Худ. Александр Шипиленко. «Целогина гребенчатая»

На пенсии Александр Шипиленко вновь начинает искать свою счастливую звезду. Пробует себя в станковой живописи. Пытается сотрудничать с издательствами в качестве иллюстратора.

А знаменитым на всю страну его делает ботаническая иллюстрация!

Худ. Александр Шипиленко. «Ложноопенок серно-желтый»

В издательстве «Изобразительное искусство» один за другим выходят огромными тиражами и тут же разлетаются с прилавков красочные наборы открыток по тематике: «Лекарственные растения» (5 выпусков), «Грибы» (3 выпуска), «Орхидеи» (2 выпуска) и другие.

Главный Ботанический Сад АН СССР привлекает Александра Шипиленко к научной работе. В результате этого сотрудничества была создана коллекция рисунков пятисот видов орхидей и многих других растений, произрастающих в Ботаническом саду. Александр Шипиленко блестяще завершает труд по описанию коллекции растений, начатый Софьей Матвеевой.

«Физики и лирики»

Вадим Гудков за работой

Вадим Гудков тоже из «шестидесятников», хотя и существенно младше Шипиленко — Великая Отечественная Война выпала на его школьные годы. Тогда же, в Кружке Юных Биологов при Московском Зоопарке, у Вадима Гудкова появилась мечта стать художником-натуралистом. Он из другой «касты» послевоенного поколения — ученых-романтиков. Вот как его работу описывают коллеги по экспедиции: «Блокнот надёжно устроился на большой доброй ладони, карандаш легко касается бумаги. Для детей это только три странички и пять зарисовок в „Юном натуралисте“. Нет, не „только“. Это подсказка, приглашение — самому прочитавшему стать первооткрывателем».

Дух первооткрывателей — отличительная черта его поколения. Занимаясь в Кружке Юных Биологов при Московском Зоопарке, Вадим Гудков знакомится с самыми редкими животными из самых недоступных уголков планеты. Это будит воображение юнната! Вадим мечтает увидеть всех этих диковинных существ в дикой природе. Он с юношеской энергией готовится к такой встрече. Задача, между прочим, не из простых — чтобы выследить их, нужно знать голоса и повадки, быть следопытом, уметь выживать один на один с Природой!

«Он был обожаемым наставником младших кюбзовцев, поехать с ним за город на выезд было мечтой каждого: никто как он не знал так хорошо птичьи голоса и не умел так ловко распутывать кружево звериных следов на снегу. А какие замечательные дневники он вёл! Красивые, подробные, с многочисленными рисунками, написанные живым и более того — поэтическим языком. Многие из нас пытались ему подражать», — рассказала Елена Черкасова, член КЮБЗа с 1948 года, кандидат биологических наук.

Страницы из дневника Вадима Гудкова

Вадиму Гудкову удается осуществить свою детскую мечту. Окончив факультет рисунка и живописи Народного университета культуры, Вадим Гудков устраивается на работу в Институт океанологии имени П.П. Ширшова, а позже переходит в Институт имени А.Н. Северцова. Участвуя в научных экспедициях, он делает зарисовки дикой природы в самых неизведанных краях страны и планеты — на Новой Земле, Сахалине, Курильских островах, Камчатке и Чукотке, в Монголии, Вьетнаме, на Антильских островах, в Бразилии и на Гибралтаре, бороздит Тихий и Атлантический океаны, Каспийское, Черное, Белое, Баренцево, Берингово, Охотское, Японское, Южно-Китайское, Балтийское и даже Саргассово моря.

«Это был удивительно светлый и разносторонний человек, обладавший редчайшим даром натуралиста-биолога и вместе с тем художника и просветителя. Его акварели, лёгкие и светлые, всегда отличает абсолютная научная достоверность и особое изящество», — рассказывает о нём Елена Черкасова.

«Чем жил этот человек? Любовью ко всякому живому творенью. Стремленьем понять и запечатлеть мгновенья из жизни природы, её прекрасные воплощения. Вот гриб. Вмятинка на шляпке расскажет о сухой еловой веточке, помешавшей ему расти. Вчера его здесь не было, а завтра уже не будет. За один день пройдёт вся его жизнь, согретая теплом прелого листа, пологом леса. С опасностью кончиться под копытом лося или быть съеденным белкой. Послужить убежищем и кормом для грибных комариков. Или ему предстоит, созрев, рассыпать споры для продолжения своего рода. А Дима дарил этот гриб с его возможной судьбой нам, нарисовав, и тем самым даруя ему бессмертие», — вспоминает о Вадиме Гудкове его коллега Н. М. Калякина.

Худ. Вадим Гудков

Рисунки растений, выполненные Вадимом Гудковым в их естественной среде, имеют особую ценность. Ему, как никому другому, удавалось передать в изображении еще и пронзительный восторг первооткрывателя, созерцательное оцепенение перед красотой и совершенством Природы.

Но ботаническая иллюстрация — только малая часть работы замечательного художника-натуралиста. Гудков иллюстрирует научные труды по головоногим моллюскам, зверям и птицам. Принимает участие в иллюстрировании Детской энциклопедии (Биология), Красной книги России и Красной книги Москвы, публикует более 300 научных и научно-популярных работ, многократно печатается в журналах «Природа и охота», «Охотник за трофеями», «В мире животных», «Юный натуралист» и других изданиях.

Худ. Вадим Гудков

Многое из того, что Вадим Гудков запечатлел в дикой природе, так и осталось неизданным. Восемьдесят папок — несколько тысяч рисунков, снабжённых аккуратными этикетками, переданы по его завещанию в Дарвиновский музей.

Судьба советских ботанических иллюстраторов так же увлекательна, как и их немецкой коллеги легендарной Марии Сибиллы Мариан, а вклад в науку вполне сопоставим с вкладом их дореволюционных предшественников. И пусть ни Софья Матвеева, ни Александр Шипиленко, ни даже Вадим Гудков не совершили новых открытий в ботанике, зато познакомившись с их рисунками — в наборах открыток или в научно-популярных журналах, — такие открытия сделали для себя тысячи жителей нашей страны. А использование ботанического рисунка для популяризации науки, воспитания любви к природе — новая веха не только в отечественной, но и в мировой истории ботанической иллюстрации. Вот в чём главная заслуга советских художников.

Руслан Сахно, специально для BOTSADY.ru

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

6318

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры