Реклама
26 июня, 2020

Дети и окружающий мир. Говорим со школьными учителями

Наш корреспондент встретился с учителями ГБОУ «Школа № 1512», расположенной на востоке Москвы.

Юлия Михайловна Авраменко — учитель начальных классов с 26-летним стажем работы. Имеет высшее педагогическое образование с дополнительной специализацией «Детский практический психолог». Педагог говорит: «В своей работе я стараюсь поддерживать веру ребёнка в собственные силы, помочь почувствовать себя талантливым, ярким и независимым. Всегда рада успехам и достижениям своих учеников».

Хлусова Ирина Владимировна почти 30 лет работает с дошколятами и младшими школьниками. Сама с шестилетнего возраста видела себя учителем и шла к своей цели, получив средне-специальное и высшее педагогическое образование. Девиз Ирины Владимировны: «Счастье видеть, когда твои ученики улыбаются тебе, бегут навстречу, добиваются вместе с тобой, пусть маленьких, но побед».

— Нужен ли пришкольный участок для наблюдений за растениями? Или достаточно виртуальных пособий?

Ю.А.: Интерес к живой природе возникает у ребенка ещё в дошкольном детстве. Практика пришкольных участков используется на протяжении всего периода существования учебной методики. С их помощью учитель формирует интерес к явлениям и объектам природы, закладывает правильное экологическое поведение, и, конечно, реализует учебные задачи.

Например, экскурсии на пришкольный участок помогают увидеть причинно-следственные связи сезонных изменений в природе, наглядно понять взаимосвязи в природных сообществах и влияние деятельности человека на окружающую среду. Ну а практический опыт, который ребенок приобретает, например, при посадке цветочных культур, невозможно переоценить и заменить никакими наглядными демонстрационными и даже виртуальными пособиями. Известная фраза Конфуция «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» подходит здесь в полной мере.

И.Х.: Пожалуй, на этот вопрос я начну отвечать издалека. В годы своей школьной юности я, как и большинство моих одноклассников, «примерили» на себя некоторые профессии. Девушки, например, получили удостоверение маляра-штукатура, работали на ткацко-прядильной фабрике. Я, будучи ученицей средней школы, приходила в началку как вожатая. А со временем стала работать вожатой в городском пионерском лагере. Заметьте, возможность взглянуть на некоторые профессии поближе, некоторым образом окунуться в них, попробовать себя в какой-либо сфере деятельности — всё это дала нам школа, советская в то время.

Так что же с пришкольным участком? А это ещё одна из возможностей на уровне общеобразовательной школы применить свои силы в определённой области жизнедеятельности человека.

К чему более всего я склонен? А что меня угнетает? Какие способности я вижу в себе? Где я себя могу представить? Работа ли с людьми, техникой, землёй или какая-то другая привлекает меня? В чём я нахожу удовлетворение, радость? Взрослеющий человек, задумываясь над этими вопросами, идёт по пути профессионального самоопределения. И такое самоопределение происходит не вдруг, а проходит несколько этапов, что учёные умы уже давно подтвердили.

Человек деятельный живёт реальной жизнью, не виртуальной. Всё, что помогает подрастающему поколению самоопределяться профессионально, реально касаться различных сфер деятельности, должно быть поставлено на школьные рельсы. В том числе и работа на пришкольном участке.

Первой ступенью развития мышления человека является наглядно-действенное мышление: решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Именно практическое действие на протяжении всего детства остаётся средством познания действительности.

Если мы говорим о виртуальных пособиях для наблюдения за растениями, то данные пособия не дают возможности ребёнку понюхать, пощупать, повертеть в руках объект изучения. При отсутствии такой возможности ребёнок «не видит», не воспринимает новый объект. Виртуальные пособия могут быть неплохим вспомогательным средством обучения, но такое познание— это только имитация действительного познания.

Школа № 1512

— Новое это — хорошо забытое старое? Или стоит стараться изобретать что-то новое каждый учебный год?

И.Х.: Часто ищу свои пути решения проблемы. Иногда кажется, что мне удалось изобрести что-то оригинальное. Но на поверку оказывается, что изобрела велосипед. Хотя я сама изобрела его, и данное обстоятельство меня тоже радует. Почему? Потому что получала удовлетворение от достигнутого результата, от самостоятельно решённой задачи.

Ю.А.: А здесь одно не противоречит другому. Тот самый знакомый всем «изобретенный велосипед» прошел огромный путь видоизменений, а человечество до сих пор пытается его усовершенствовать. Педагогическая наука, основанная несколько сотен лет назад, продолжает развиваться, но базируется всё еще на тех основных принципах, которые были сформированы педагогами-дидактами.

Так, Ян Амос Коменский считал главным принципом — принцип природосообразности, означающий отношение к ребёнку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Разве это не актуально для современного общества?

Но, с другой стороны, разве можно без изменений и усовершенствований использовать методы и приемы прошлого? Конечно, нет! Современным ребятам это будет не интересно. Они меняются сами. Эти изменения я наблюдаю каждый новый набор учащихся, т.е. раз в четыре года ко мне приходит «новая, усовершенствованная версия учащегося». И я должна, говоря современным языком, сделать апгрейд, модернизировать используемые мной методы и приёмы работы.

— Какие активности будут интересны детям во все времена?

И.Х.: Конечно, игра! Конечно, физическая активность. Конечно, деятельное познание мира.

Ю.А.: Сразу вспомнились слова детской песенки:

В каждом маленьком ребенке,
И мальчишке и девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки,
Или даже полкило!

Он всегда куда-то мчится,
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете
Вдруг случится без него!

Ребенку всегда будет интересно всё то, в чём он принимает личное участие. Чувство сопричастности и важности какого-либо дела возникает тогда, когда он не будет сторонним наблюдателем, а непосредственно будет вовлечен в процесс. На уроках окружающего мира у нас есть тема «Посадка и уход за комнатными растениями». Обычно в классах эта тема отрабатывается показом учителя или подготовленного ученика на каком-либо одном образце комнатного растения технологии ухода за ним, а закрепляется уже, по возможности, в домашних условиях.

Но однажды возникла ситуация, когда учащийся, увлекающийся разведением кактусов, предложил принести растения желающим. Так как желающих оказалось больше, чем самих растений, нам пришлось подождать. А спустя некоторое время в классе состоялся урок на данную тему, — каждый ребёнок смог пересадить в отдельный горшочек «свой» кактус и до окончания учебного года ухаживать за своим «питомцем». На лето все учащиеся забрали растения домой.

Возвращаясь к вопросу о пришкольных участках, стоит сказать, что в программу дошкольного образования раньше обычно входили обязательные занятия по посадке овощных и цветочных культур. Каждая группа имела закрепленную за ней грядку, на которой дошкольники высаживали лук или сеяли семена укропа и петрушки. А затем учились правильно ухаживать за посадками. Такие занятия всегда вызывали и будут вызывать интерес у ребят.

Разнообразные экскурсии на природу также сопровождаются повышенным интересом. А особенно хорошо активность на таких занятиях проявляется, если они проходят в форме квестов, командных соревнований, игр на станциях, отмеченных в маршрутных листах. В качестве примера можно привести урок по теме «Травянистые растения луга». Так как наша школа располагается в непосредственной близости к лесопарку «Кусково», эту экскурсию мы проводили не только на пришкольном участке, но и в самом парке. Ребята делились на команды и получали задание: найти, зарисовать и назвать знакомые травянистые растения — для одной команды, а другая, наоборот, искала незнакомые для себя растения. По истечении времени, команды собирались вместе, сравнивали и обсуждали результаты. Знакомились с новыми растениями при помощи атласа-определителя и современных интернет-технологий.

— Это дети диктуют новшества нам или мы им?

И.Х.: Если диктую только я, то торможу детское саморазвитие. Если я следую только за учениками, то где же моё творческое мышление? Скорее должно быть взаимопроникающее движение. При этом учитель не должен становиться ведомым. Даже если он подхватывает идеи своих учеников, то обязан наполнить их новым содержанием, более глубоким смыслом.

Ю.А.: Мне кажется, этот вопрос перекликается с вопросом о том, стоит ли каждый раз придумывать что-то новое. Современные дети совсем по-другому воспринимают информацию. Это клиповое восприятие и диктует учителю изменение способа подачи материала, приемы вовлечения в образовательный процесс. Каждый раз, когда учитель сталкивается с образовательной задачей, перед ним встает вопрос, какие новые технологии помогут более качественно решить эту задачу именно с данным контингентом учащихся.

И, конечно, когда учителя узнают что-то новое для себя, они руководствуясь принципом «здесь-и-сейчас», предлагают это ребятам.

— Расскажите о собственных ноу-хау, которые вы хотели бы донести до каждого педагога

Ю.А.: Любое ноу-хау — это результат творческой деятельности. И первое, что можно привести здесь в качестве примера, — это творческие работы учащихся. Расскажу о проекте, который мы создавали с первоклассниками в прошлом году. Для нас важно бережное отношение к лесу, и для участия в конкурсе «Экологика-Вешняки» был выполнен проект «Леса — лёгкие нашей планеты». Эта работа была коллективной. Под руководством учителей ребята подготовили выступление-доклад по теме, 3D-макет, рекламные плакаты, выучили стихи. Подобное творчество всегда отзывается благодарностью в душах ребят, а это очень важный момент в нашей работе.

И.Х.: Вернусь к «изобретению своего велосипеда» с использованием новых технологий. Возможно, кому-то мои «придумки» покажутся интересными. В начальной школе задание по составлению гербария при изучении растений являлось одним из ключевых. Не буду здесь говорить о значимости такой работы для учащихся младших классов. Хотя, по моим наблюдениям, многие учителя, к сожалению, уже не используют этот вид познания окружающего мира детьми...

Во время летних каникул ученикам второго класса предлагается прислать видеорепортаж о двух-трёх растениях любой экосистемы; подготовить высушенные образцы растений или их частей. В начале учебного года проводится коллективная работа по составлению гербария. Из видеорепортажей учителем монтируются учебные фильмы по отдельным темам окружающего мира. Такие учебные фильмы дети смотрят с особым интересом и особыми чувствами. Гербарий, составленный общими силами, всегда в работе, когда необходимо вспомнить то или иное растение, описать или изобразить его (такие ситуации часто возникают на различных уроках в начальной школе).

Видеорепортажи имеет смысл использовать при изучении темы «Комнатные растения». Безусловно, первые репортажи помогают сделать родители. Но позже большинство учащихся к окончанию начальной школы вполне самостоятельно с этим справляется.

Ольга Тетерина, специально для BOTSADY.ru

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

22820

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры