Реклама
8 декабря, 2020

Хелависа: Ботанический сад МГУ — это территория моего детства

Сквозь лирику Хелависы (Натальи О’Шей) природные мотивы проходят красной нитью: она черпает вдохновение из мифов и сказок. Мы поговорили с лидером группы «Мельница», а по совместительству кельтологом и кандидатом филологических наук о её любимых ботанических садах, детстве на Воробьёвых горах и, конечно же, о творческих планах.

—Давайте начнём с разговора о Ботаническом саде МГУ. Я видела ваши фотографии из этого чудесного места. Расскажите, что особенно привлекает — любимые места, воспоминания? 

— Ботанический сад МГУ — это территория моего детства. Я выросла, можно сказать, в кампусе МГУ, то есть, я знаю там каждый кустик и каждый ландыш. Я облазила во время детских игр в Робин Гуда все яблоневые деревья на улице Академика Хохлова и на моей родной Менделеевской улице. Ботанический сад — это тоже моя вотчина. Я туда в детстве ходила как ребёнок сотрудников МГУ. 

В студенчестве я могла туда пройти по студенческому билету, тем более, у меня был парень с биофака, так что вообще можно было гулять там постоянно. У меня есть несколько любимых мест, например, альпийская горка — совершенно чудесная. Помнится, мне было 14 лет и мы там делали фотосессию, где я косплеила васнецовскую Алёнушку. Мой дядька Саша меня фотографировал. Ещё есть борзятник. Можно иногда увидеть, как эти очаровательные двумерные собаки, которых можно ставить за шкаф, проходят вдоль главной ограды Ботанического сада.

На Воробьёвых горах

Есть ребята с биофака — они сидят на территории ботанического сада и занимаются хищными птицами, разведением соколов. Птицы следят за экологией всей территории МГУ. У нас есть рабочие пустельги, такие как в Кремле — именно поэтому на территории МГУ нет крыс. У нас есть пустельги. С ними связана грустная история: когда приезжал Жан Мишель Жарр и было большое шоу с проекцией на Главное здание МГУ, пустельги погибли от очень большого звукового давления. Я знаю, что потом соколятникам с биостанции пришлось эту популяцию восстанавливать. Очень жалко было птиц, никто этого не ожидал, организаторы мероприятия это просто не додумали. Сейчас они есть и ты иногда видишь в окне, как на ветке сидит птица с идеально ровной прямой спинкой. Осанка хищника — это замечательно.

Моя очень близкая подруга — однокурсница и одноклассница Полина Андреева — совершила крутой поворот в своей жизни, и вместо того, чтобы пойти по стезе филологов и историков, как было принято в её семье, она стала помологом, специалистом по яблоням. Теперь работает у нас в ботаническом саду, периодически сидит на деревьях в буквальном смысле этого слова. А у меня поэтому сейчас есть пропуск «гостя плодовых культур». Могу туда в любой момент зайти и это очень хорошо оттягивает. Ты знаешь что у меня выдался чёрный месяц октябрь — я потеряла бабушку. С ней мы жили в корпусе, который смотрит окнами на ботанический сад. Поэтому то, что у меня была возможность походить среди осенних бересклетов, полить слезами эту землю... было очень важно.

В ботаническом саду шикарные экскурсии. Например, про певчих птиц, где показывают и чижиков, и славок, и соловьёв. Есть прекрасная весенняя экскурсия по коллекции сирени, но она опасная! Один коллега нанюхался сирени и потом у него несколько дней сильно болела голова. 

Моя любимая экскурсия — древовидные пионы. Она происходит в мае. Там замечательные китайские и вьетнамские культуры и прекрасная женщина её проводит — она сама вывела некоторое количество видов древовидных пионов. Сами по себе цветы фантастические (куратор коллекции Марианна Сергеевна Успенская, — прим. ред.).

— Какие ещё ботанические сады и природные парки вам дороги?

— Наверное, я буду банальна, но совершенно очаровательный Сочинский дендрарий с уникальными самшитами, которые они там удивительным образом сохранили. Славное место — Краснодарский ботанический сад. Особенно весной, когда цветут белые акации с абсолютно одуряющим запахом. Ещё из парков, где мы бываем по гастролям, Харьковский парк имени Тараса Шевченко — очаровательное место. 

Фото: Сергей Луканкин

Сейчас мы совершим резкий скачок в совершенно другую область континента — Владивосток, остров Русский. Сумасшедшее место для растворения, где прямо при тебе водолаз из воды достает свежих гребешков из гребешковой фермы, а ты сидишь с видом на Тихий океан и пьёшь водку, настоянную на элеутерококке. Владивосток — это единственное место, где я пью водку и ем этого свежевыловленного гребешка. Я смотрю вокруг и думаю — жив Господь!

Естественно, прекрасен весь комплекс Монблана, деревни Шамони в Альпах. Там совершенно непуганые сурки, серны, козероги и альпийские ибексы. Ты идёшь по альпийской тропинке, заходишь за угол, а там... коза! И коза тебе говорит: «И что? И что вы хотели-то, гражданин хороший?»

Там можно встретить сурков целыми семьями, с маленькими сурчатами, послушать как они переговариваются и присвистывают. Там есть горностаи, ласки, козы различных мастей, очень красивые. И ещё — Новая Зеландия, самый крайний юг, остров Стьюарт.

Остров Стьюарт представляет из себя заповедник. На него можно попасть только на очень маленьком самолёте. Двухместный или четырёхместный, как в фильме «Индиана Джонс», самолёт приземляется в полосу прибоя. Ты спрыгиваешь с крыла, закинув рюкзак на плечо, и уходишь в заросли. Там нет машин, там только пешеходные дороги, там нет ничего, кроме туристических приютов. Собственно, остров Стьюарт представляет мануковый лес и пляж. И вот там я видела дикого киви. Он ужасно милый, он идёт, топает, засовывает свой длинный нос в землю, громко нюхает, вынюхивает жучков. Киви очень плохо видит, но очень хорошо нюхает. 

А поскольку там много москитов, то у меня все штаны были в антикомарине, так вот, киви подошёл, обнюхал мои штаны, расчихался, рассердился и убежал. Это одно из самых светлых воспоминаний в моей жизни.

— Как заставила птицу киви чихать?

— Да. Чихающий киви.

Фото: Сергей Луканкин

— Поговорим про дуб, терновник и ясень, а также, вяз. Когда я перечитывала текст этого хита группы «Мельница», то поняла, что к вязу очень сложное отношение — он коварный злодей. Почему вяз коварен?

— Не знаю. Это к Киплингу вопросы. Но в британских сказках попадается тема — под вязом спать не ложись. Вяз — непростое создание. Дубу стоит доверять намного больше. В британском фольклоре деревьям, как персонажам, уделяется очень большое внимание и поэтому (внимание, сейчас будет спойлер!) — у меня в новом альбоме, который выйдет, как мы надеемся, этой весной, есть персонажи: остролист, можжевельник и чертополох. Я решила поиграть немножко в Киплинга и переоформить эту историю про дуб, терновник и ясень. И у меня будет три волхва, три жреца: остролист, можжевельник и чертополох.

— Есть ли личное отношение к деревьям? Любимые деревья? Не потому, что у них благая символика, а потому что просто это дерево нравится?

— Конечно. Мне очень нравится граб, с красными красивыми листиками по осени, совершенно волшебными. Когда мы жили в Женеве, там было много грабов в парках и я всегда ходила ими любоваться. Мне очень нравится ливанский кедр с синими шишечками. Он тоже в Женеве есть во многих парках. В Женеве много именно английских парков, где растут деревья из разных частей света, как будто бы небрежно. На самом деле там всё очень грамотно сделано. Я в принципе люблю именно английские парки, а не французские — «мы с тобой сегодня одинаково небрежны», как в фильме «Щит и меч». 

Мне нравятся классические альпийские ёлки. Большие высокие ёлки с высоко поднятыми шишками. Мой отец когда-то поехал на конференцию в Чехию, где их повезли в Моравию, в холмы, на экскурсию. Там чехи объяснили, что у них, оказывается, для ёлки есть два слова. Большая ёлка с поднятыми вверх ветвями и поднятыми вверх шишками называется jedle. А та ёлка, которая нам больше знакома, с висящими вниз шишками и опущенными ветвями, называется smrk. Это на меня произвело очень большое впечатление и я решила, что мне нравятся йедлы. Да, шишечки вверх или вниз — две разных ёлки. И что за слово смрк? Неблагозвучно. Неаккуратненько.

Фото: Анна Овчинникова

— Арфы, на которых играет Хелависа. Из каких пород дерева они сделаны?

— Арфа делается из разных пород дерева. Естественно, как и у гитары и виолончели, это даёт очень большую разницу в звуке. Передняя дека делается из резонансной ели или резонансной сосны. Это должно быть максимально сухое дерево. А дальше — мы смотрим на корпус. От корпуса зависит примерно всё. Очень популярный материал для арф — это палисандр. На мой взгляд, палисандровые арфы не очень эстетичны. Этот красный цвет мне как-то не близок. Во-вторых, они орут. Они орут грубо, жёстко, пересахарено, то есть дают слишком сладкий и слишком прямой голос. 

Фото: Андрей Лавер

Есть очень симпатичное дерево для арфы — это грецкий орех. Грецкий орех даёт громкий, холодный, кристальный голос, что, в принципе, неплохо. Особенно, если корпус большой, то с этим можно поработать. Я поняла, что для меня и под мой голос идеально подходил клён. Две моих больших арфы — они кленовые с резонансной елью в передней деке. У клёна голос бархатный и при этом достаточно прозрачный. С моим вокалом по тембрам такая арфа сочетается очень хорошо. При этом, смотри, нам же нужно быть в гармонии: арфа-гитара, когда мы играем вдвоём, в дуэтной истории. Поэтому гитара, которую мы используем, состоит из тех же пород дерева — клён и резонансная ёлка. И у нас получается красивая синергия. В итоге, я перестала в какой-то момент экспериментировать с инструментами из разных пород. На разнообразных арфовых фестивалях я пробовала арфы из очень дорогих пород. Они, конечно, интересные, но я уже знаю, что подходит для меня и что подходит для нас в коллективе — уже успокоилась и уже знаю, что клён и резонансная ёлка — это моя тема. 

— От деревьев мы плавно переходим к зверям. Я знаю, что было сотрудничество с WWF. Можно подробнее рассказать об этом периоде?

— На протяжении многих лет я сотрудничала с WWF, а заметим, моя мама сотрудничает с Greenpeace, то есть я золотая панда, а она радужный воин. Направление, в котором я с ребятами работала — это была история про снежных барсов на Алтае и дальневосточных леопардов. Из чего сейчас получился заказник Земля Леопарда. У нас был очень хороший куратор Дима Даушев, который работает сейчас на отличном проекте Деревня SOS. Мы сделали, например, мега-аукцион моих концертных платьев, которые отслужили свой век, и всё, что мы тогда выручили за продажу платьев, мы отправили в поддержку леопардов. 

— Сейчас продолжается сотрудничество с WWF?

— Я бы хотела вернуться — у меня как раз скопилось некоторое количество новых концертных платьев и я думаю, что свяжусь с ребятами, когда чуть отхлынет весь этот ужас, который сейчас происходит, и люди захотят ходить на подобные аукционы. Я понимаю, что сейчас делать благотворительные аукционы — это совершенно нерентабельно и нереально. Все сидят без денег, все сидят в стрессе и ничего не получится. Так что пока я складываю платья в шкаф и они ждут своего часа. 

— Теперь поговорим про кошек помельче.... Вот красивая кошечка Мистерия. Откуда она взялась? 

— Мистерия взялась из нашего двора. Насколько мы понимаем, это была домашняя кошка, которую бывшие хозяева, уезжавшие из нашего жилого комплекса, просто бросили во дворе. Она была совершенно юная, когда мы её встретили. Ей было не больше двух лет. Это была красивая нежная кошечка, которая никогда не выходила за пределы двора, её все подкармливали, она периодически сидела возле подъезда и плакала. Было понятно, что она очень ручная и нежная, она сразу давала чесать пузо, очень быстро поняла, что дети мои назвали её Мисти — она серо-голубая. В какой-то момент мы дали зайти ей в дом и стало понятно, что кошка домашняя. Мисти сразу стала искать, где находится миска и куда можно сходить в туалет. Было понятно, что она выбрала нас своими людьми, и теперь живёт у нас такая кошка Мистерия Грайнне О’Шей — она же Мистикусь. Очень ласковая, разговорчивая, умная кошка. Когда сегодня я готовила курицу чкмерули на ужин (грузинская кухня, курица с чесноком), то она вокруг меня ходила и говорила: МАУРРРА! Это значит — Мама, Мама, ну мне же, кошечке, дай кусочек курицы? Конечно, ей дали кусочек курицы. Теперь у неё все отлично, ей дико повезло — она звезда инстаграма, меня уже спрашивают, почему Мисти не заведёт собственный аккаунт.

Фото: Анна Овчинникова

— Потому что у неё лапки?

— Да!

— Поговорим на тему артистов в эпоху ковида. Возможно ли строить гастрольные планы? Что происходит с группой и концертами?

— Абсолютно невозможно строить никакие планы, всё очень плохо. То есть за весенне-летний карантин мы как-то собрались и написали весь материал альбома. Как только в Россию начали пускать без карантина по приезде, я немедленно прилетела и мы записали материал, но штаны уже немного падают, честно говоря. Потому что мы делали выплаты всему коллективу в течение карантина, мы потратились на запись альбома, есть ещё траты — мы удивительным образом съездили на гастроли на Урал и нам пробили где-то в аэропорту арфовый ящик. Нам пришлось реставрировать арфовый ящик, да и у самой арфы была небольшая починка. 

Короче, сейчас мы все сидим на руках и не очень знаем, что у нас будет. Уже очень красиво забита вся весна с переносами отменённых концертов. Но у нас получается, что юбилейный тур, который мы должны были откатать за прошлый сезон, растянулся на второй сезон. Именно поэтому мы не презентуем записанный летом альбом: потому что у нас есть обязательства перед регионами — откатать именно юбилейную программу. Поэтому мы приберегаем новый материал, пока не отыграли вот эти юбилейные концерты, которые всё время переносятся и переносятся. Опять же, мы же не знаем, когда в очередной раз власти примут решение, например, что заполняемость зала будет не 50 %, а 25 %, или отменят танцпол. После чего все начинают бегать как курицы с отрубленными головами и пересчитывать смету.

У нас очень хорошие организаторы, и я им дико благодарна. Они пытаются справиться с любой ситуацией. И вообще, я горжусь коллективом своим. Сейчас в последний момент принимаются все решения. Мне обламывают директ в инстаграме и личку в ВК вопросами: Наталья Андреевна, почему вы не можете сказать, пройдёт концерт или нет? Потому что мы сами не знаем. Как только появляется точная информация, то мы сразу делаем объявление. 

— То есть выход нового материала задержался на год?

— Альбом мы планируем выпустить весной. Презентация альбома будет, видимо, следующей осенью, чтобы поехать с ней в полноразмерный тур. 

Гастроли в Бурятии

Недавно мы выпустили сингл «Рукописи». Я думаю, что в январе мы выпустим второй сингл, даже с клипом. Сейчас как раз мы работаем с художниками над клипом — это будет песня «Хамсин» — моя любимая с нового альбома. Она очень весёлая. Я надеюсь, что это будет новый гимн ролевиков. Все будут её у костра под гитару петь, там будет очаровательный мультипликационный клип и (спойлер!) будет он даже с хэппи-эндом. Для разнообразия. Сейчас выпустили календарь на 2021 год с нашими днями рождения внутри календаря и размышляем, не открыть ли интернет-магазин. Это стоит больших денег и труда, но думаю, что у нас всё получится.

Рада Анчевская, специально для BOTSADY.ru

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

44158

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры