Реклама
2 сентября

Елена Евграфова: Русские сады — это отражение великой, но трагической истории России

Елена Евграфова, координатор IV Фестиваля исторических садов, заведующая сектором ландшафтной архитектуры отдела особо охраняемой природной территории и Оранжерейного комплекса музея-заповедника «Царицыно», рассказала порталу о концепции Фестиваля, посетить который можно будет уже в эту субботу.

Елена Евграфова

— Тема фестиваля — поиск русского сада. Что вы вкладываете в это понятие?

— Центральным событием каждого Фестиваля исторических садов является выставка ландшафтных композиций. Каждый год мы определяем новую тему фестиваля, некое задание для себя и участников, авторов выставочных садов. В 2020–2021 годах нам всем пришлось отказаться от далёких заграничных путешествий и пусть отчасти вынужденно, но сфокусироваться на важных для понимания русской культуры и безусловно достойных посещения местах, связанных с садово-парковым искусством. Речь идёт о русских усадьбах и музеях-заповедниках. Мы решили пригласить их на фестиваль, чтобы вместе исследовать тему русского сада.

Следуя канонам садово-паркового искусства, русский сад не может претендовать на стиль в такой же степени как французские, голландские или английский сады, но в то же время это такое разнообразие примеров! Это и монастырские сады, и дворцово-парковые ансамбли, и дворянские усадьбы, и дачи. Все существующие в России сады и парки обладают своим колоритом, особой атмосферой, трудно формулируемой на словах, но всегда ощущаемой духовно. У русского сада были все предпосылки для оформления его в самостоятельный стиль в XIX веке и в начале XX, но процесс эстетизации в силу ряда исторических потрясений так и не произошёл. Как известно, у каждого сада два творца: человек и природа. А судьба сада — это всегда судьба его владельцев. Что упускает, не успевает человек, продолжает и завершает природа. Можно сказать, русские сады — это отражение великой, но трагической истории России, помноженное на климат и природные особенности. В этом смысле «русский сад» бесспорно обладает самобытностью и достоин пристального внимания и изучения.

— Расскажите, пожалуйста, немного о программе и участниках этого года.

— Выставка ландшафтных композиций «В поисках русского сада» состоит из 12 садов площадью 100 квадратных метров каждый, что достаточно много для временной выставочной истории. Все сады создавались ландшафтными дизайнерами и архитекторами при творческом участии сотрудников музеев-заповедников «Царское Село», «Архангельское», «Богородицкий парк», «Куликово поле» и «Мелихово», музеев-усадеб «Ясная Поляна» и «Остафьево», дома-музея Исаака Левитана в Плёсе и усадьбы Владимира Храповицкого в Муромцеве. Каждый сад — это история или сюжет из жизни реального исторического сада или парка и его владельцев.

Особого внимания заслуживает наш сад, посвящённый «Земляной пирамиде» в «Царицыне». Это искусственно сформированный террасированный склон — барочный элемент регулярного сада усадьбы Кантемиров середины XVIII века, который был позднее включён Василием Баженовым в архитектурно-парковый ансамбль Царицына. Сейчас террасы «земляной пирамиды» ещё угадываются на заросшем высокими деревьями склоне под Малым дворцом, но как архитектурно-ландшафтный элемент сегодня она, к сожалению, не существует. Ландшафтные архитекторы — Мария Ожерельева и Михаил Судаков — создадут в рамках выставки проект под названием «Царицыно. Забытое барокко», который передаст образ и суть утерянного барочного элемента царицынского парка. Ландшафтная композиция построена исключительно на контрастах, цвете и фактуре стриженных и свободных форм древесно-кустарниковых групп. Смелость и масштабность замысла, композиционная целостность, мастерство топиарной стрижки и качество растений позволяют надеяться, что царицынский сад станет настоящим открытием и украшением фестиваля в этом году.

— Как пандемия повлияла на формат и концепцию фестиваля исторических садов?

— Пандемия свела на нет публичную концертно-развлекательную часть фестиваля. К сожалению, нам пришлось отказаться практически от всех концертов, театральных выступлений, лекций и мастер-классов на площадке фестиваля и переместиться в интернет. В онлайн-формате выйдут сюжеты, посвящённые музеям-участникам выставочной программы, пять лекций с экспертами в области ландшафтной архитектуры, реставрации и истории искусств, а также новый цикл нашего проекта «Что такое парк?» о прикладном садоводстве.

— Насколько современные концепции сада отличаются от тех, которые были в другие эпохи?

— Концепции сада отличаются так же, как эпохи отличаются друг от друга. Сады — это всегда квинтэссенция достижений в культуре и науке эпохи. В целом можно сказать, что отличительной особенностью последнего столетия стало появление в большом количестве общественных пространств — городских садов и парков, скверов с довольно сложным функционалом, который соответствует требованиям посетителей, но при этом сохраняет природный эстетический и экологический потенциал.

Современные частные сады — это предпочтения и финансовые возможности хозяина, степень мастерства ландшафтного дизайнера и садовника, который ухаживает за садом (и конечно, берётся во внимание самый распространённый вариант, когда хозяин одновременно ландшафтный дизайнер и садовник). Разнообразие частных садов велико, но в целом они отражают общеевропейские каноны ландшафтного дизайна (стриженный газон, миксбордеры из многолетников, группы цветущих кустарников), немного малых форм (скамейка, беседка, зона барбекю) и так далее. К огромному сожалению, очень редко можно увидеть сад, подчинённый концептуально единому стилистическому решению и выглядящий как объект искусства.

— Как быть с подбором ассортимента для сада, ведь многие старинные сорта очень редки, а то и утеряны?

— Растения, или, как мы говорим, посадочный материал для ландшафтного дизайнера — это всё равно что краски для художника. Что касается московского региона, то рынок посадочного материала и ассортимент достаточно велик, но, к сожалению, пополняется он в основном привозным материалом из питомников Германии, Польши, Голландии, Италии. Сказывается отсутствие настоящих крупных питомников в России. Сохранение исторических видов и сортов растений — это удел редких коллекционеров, истинных ботаников и профессионалов, которые несмотря на трудности пытаются всё это делать. Надо сказать, что исторические сады со старовозрастными парковыми насаждениями являются естественными природными фондами для пополнения таких коллекций, но увы, в настоящее время никто из «питомниководов» этим серьёзно не занимается, а жаль!

— В чем видите практический смысл восстановления старинных садов?

— Проблемы реставрации и восстановления объектов садово-паркового искусства — это отдельная и очень неоднозначная дискуссионная тема. Но если кратко, то исторические сады и парки — это живые хранители истории. Каждый имеет свой уникальный образно-смысловой код и содержание. Утрачивая такой объект, мы безвозвратно лишаем себя источника вдохновения. Кроме этого, исторические сады и парки — это сложные природные комплексы со сложившимися биоценотическими связями, являющиеся местом обитания для огромного количества видов флоры и фауны.

Наш Фестиваль исторических садов как раз призывает знакомиться и влюбляться в сады — узнавать их истории, привыкать видеть в них не просто красивые клумбы и аккуратный газон, а важный элемент современной жизни.

Станислава Карпухина, специально для BOTSADY.ru, фото: музей-заповедник «Царицыно»

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

623

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2021 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры