Реклама
3 сентября, 2021

Елизавета Фокина: Мы хотим создать парк принципиально нового для города типа

В преддверии открытия IV Фестиваля исторических садов мы поговорили с генеральным директором музея-заповедника «Царицыно» Елизаветой Фокиной.

— Фестиваль исторических садов проходит на территории музея-заповедника в четвёртый раз. Что значит для «Царицына» этот проект? Расскажите, как появилась идея проведения такого фестиваля?

— Мы придумали фестиваль четыре года назад, когда окончательно определились с концепцией развития музея. Нам показалось важным рассказывать об истории пейзажного парка, объяснить нашим гостям некоторые ландшафтные решения: почему павильон «Нерастанкино» построен именно на это склоне, откуда лучше смотреть на Арку-руину и так далее. Первый фестиваль мы посвятили садам разных эпох — от Средневековья до современности. На второй год пригласили участвовать музей-заповедник «Ясная Поляна», и это оказалось настолько интересным опытом, что начиная с прошлого года, не самого весёлого в планах проведения фестивалей, с нами работают коллеги и из других заповедников. В этом году, к примеру, в фестивале принимают участие Царское Село, Архангельское, Мелихово, Остафьево, Куликово поле, Богородицкий музей-дворец и парк, Владимиро-Суздальский музей-заповедник и дом-музей Исаака Левитана в Плёсе.

Карен Милоян, Камиля Байдильдина, Карина Лазарева, Елизавета Фокина, Дмитрий Машинский — люди, придумавшие Фестиваль исторических садов

— В этом году фестиваль проходит в гибридном формате. Какие активности будут доступны в парке, а какие только онлайн?

— Основа нашего фестиваля — это выставка ландшафтных композиций, созданных архитекторами и дизайнерами на заданную тему. В этом году тема фестиваля — «В поисках русского сада». Но мы не воссоздаём, скажем, кусочек Мелихова в Царицыне, а готовим композицию, рассказывающую о витражах во флигеле, в котором Антон Чехов писал «Чайку». Играем в аллегорию и метафоры, складывая из разных деталей образ сада или парка — и так в каждой из 12 парковых композиций. Например, коллеги из Ясной Поляны хотят воссоздать на фестивале исторический розарий, который существовал ещё при матери писателя Льва Толстого — Марии Николаевны, увлекавшейся разведением старинных сортов роз. О том, каким именно был этот розарий во времена писателя, известно по рисункам его супруги, Софьи Андреевны, запечатлевшей розы на клумбах у дома, по рассказам садовника Антона Денисовича, служившего у Толстых целых 18 лет, архивным фотографиям, на которых можно увидеть букеты с розами, и историческим накладным на покупку посадочного материала для усадьбы.

Выставка будет работать бесплатно каждый день с 4 по 12 сентября с 10:00 до вечера. По ней будут водить экскурсии, присоединиться к которым сможет любой человек, купивший на них билет на сайте музея.

Вся образовательная программа фестиваля в этом году пройдёт в формате онлайн — на музейном YouTube-канале и на сайте нашего генерального информационного партнёра BOTSADY.ru. Программа состоит из трёх блоков. Первый — это виртуальные экскурсии по садам, паркам и заповедникам, участвующим в фестивале. Их мы проводим в прямом эфире в аккаунтах «Царицына» в социальных сетях. Второй блок — это новый, четвёртый по счету цикл нашего проекта «Что такое парк?». Мы рассказываем о прикладном садоводстве: формировании цвета у гортензий, выборе растений для теневого сада и много другом. И наконец, третий блок — лекции известных искусствоведов и архитекторов, рассуждающих о том, что такое «русский сад». Вместе мы пытаемся разобраться, чем он отличается от садов «французских», «голландских» и «английских».

— А что лично для вас значат слова «русский сад»? В царицынском парке есть что-то от «русского сада»?

— Вопрос этот, конечно, во многом культурологический — что означает термин «русский сад»? Мы поговорили с пятью выдающимися знатоками садово-парковой истории, но так и не пришли к единому мнению. Кто-то считает, что в России, несмотря на богатую растительность и древние архитектурные традиции, так и не зародился свой особый парковый стиль, кто-то — что стиль существует, но не оформлен ни документально, ни творчески. Большинство экспертов склоняются к тому, что некие общие черты у российских садов всё же наблюдаются. Например, берёзовые рощи и липовые аллеи. В Царицыне всё это есть. Берёзы растут на Покровской стороне — на берегу Верхнего Царицынского пруда, а про тёмные царицынские аллеи писал ещё Иван Бунин. Большой проспект — прямая как стрела аллея, пронизывающая весь парк, — представляет собой готическую галерею, своды который создают высокие липы.

— Расскажите, пожалуйста, как решаются вопросы поддержания парка и ухода за царицынским парком?

— Мы тесно сотрудничаем с Институтом экологического проектирования и изысканий, который уже провёл ряд исследований — к примеру, инвентаризацию биологического разнообразия, включая редкие и охраняемые виды растений и животных. Ведь помимо всего прочего Царицыно ещё и заповедник в мегаполисе, и здесь обитают краснокнижные птицы и звери, растут редкие растения. Но при этом Царицыно — старый парк, и особое наше внимание приковано к старовозрастным деревьям. Мы следим за их состоянием, следим, чтобы они были целы и здоровы. 

— Какие ландшафтные реставрационные работы запланированы на ближайшее будущее?

— Прямо сейчас у нас на кону два больших проекта. Один из них связан с созданием пейзажно-лугового парка вокруг Нижнего Царицынского пруда — нашей самой заповедной территории. Мы хотим создать парк принципиально нового для города типа: сохранить всё биологические разнообразие, которого чудом не коснулась урбанизация, и сделать так, чтобы люди могли этим богатством любоваться, не причиняя неудобств животным и не нанося вред растительности. На Нижнем пруду летом гнездятся белолобые гуси, большие поганки, речные крачки — птицы, которых в Москве мало, где встретишь. Там же можно увидеть ондатр и ласок, а в небе — канюков и пустельг.

Второй проект, к которому мы планируем подступиться в ближайшее время — это восстановление исторического пейзажного вида от павильона «Миловида». Известно, что английский садовник Фрэнсис Рид, выписанный Екатериной II из Англии, запланировал в парке своеобразные «окна», «точки раскрытия»: когда гуляющие гости вдруг останавливались в определённой точке и любовались внезапно распахнувшейся перед ними картиной, созданной будто самой природой. Большинство «окон» в Царицыне сохранились, но к нашему времени в значительной степени заросли. Наша задача — очистить их от всего лишнего, но сделать это без ущерба для природного сообщества. Сложная задача, но мы твёрдо намерены её решить. Ещё один плюс создания пейзажно-лугового парка в районе Нижнего Царицынского пруда — снизижение антропогенной нагрузки на историческую часть Царицына, где мы ежегодно привечаем более шести миллионов посетителей.

— В пандемию всё больше людей предпочитают отдых в парках вместо посещения торговых и развлекательных центров. Как вам кажется, меняются ли функции парков, насколько сложно подстраиваться под новые условия?

— Важно отметить, что Царицыно — это не парк культуры и отдыха. Да, к нам можно прийти на пикник или утреннюю пробежку, но в фундаменте наш парк — это музей. Заложенный в конце XVIII века английским архитектором Фрэнсисом Ридом, выполнявшим приказ Екатерины II, царицынский парк — это памятник садовой-парковой архитектуры. Мы много и с удовольствием рассказываем о его устройстве, потому что искренне считаем это очень интересной темой. Более того, парк наш — это ещё и альтернативная выставочная площадка, где, к примеру, прямо сейчас можно увидеть арт-объекты художников по текстилю, приуроченные к IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена. Кстати, в рамках Фестиваля исторических садов мы традиционно проводим Керамический пикник — однодневную выставку, на которой художники-керамисты сами показывают свои работы и рассказывают о них гостям. В этом году Керамический пикник пройдёт 12 сентября — и мы ждём на нём всех, кто любит парк, искусство и живое общение.

— А какие ещё мероприятия, кроме Фестиваля исторических садов и Керамического пикника, запланированы в «Царицыне» этой осенью?

— До конца года мы откроем ещё три выставки. 19 сентября начнёт работать выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера», рассказывающая об оперном театре XVIII века. В экспозиции можно будет не только познакомиться с бутафорией, костюмами, чертежами и оригиналами либретто екатерининской эпохи, но и посмотреть VR-спектакль, созданный специально для выставки, главную роль в котором исполнила Ингеборга Дапкунайте. Вторая выставка откроется в октябре — и на ней мы покажем предметы, которые поступили в музейные фонды в последние два года. А в ноябре начнёт работать экспозиция «GoodWood» — авторские украшения из дерева. Выставка откроется в Малом дворце — одной из исторических построек Василия Баженова, возведённой в самом начале истории Царицына — в 1780-х годах.

Станислава Карпухина, специально для BOTSADY.ru, фото: музей-заповедник «Царицыно»

Портал BOTSADY.ru работает при поддержке PR-агентства «Гуров и партнёры»

2199

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-79020 от 28 августа 2020 г.
© 2020 - 2024 BOTSADY.ru — главный портал ботанических садов России
Полное или частичное использование любых материалов сайта разрешено только при размещении активной ссылки, открытой для пользователей и поисковых систем. При использовании материалов в печатных публикациях упоминание источника и автора обязательны. При использовании материалов в них не разрешается вносить правки и изменения без согласования с редакцией BOTSADY.ru.
Яндекс.Метрика
Разработка сайта: Гуров и партнеры